Цикля для беговых лыж. Как подготовить лыжи к катанию или соревнованиям? – Вы это делаете сами

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.
    Структура скользящей поверхности.
    Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
  • очень гладкая, блестящая, как бы полированная
  • оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
  • оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази
Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:
  1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;
  2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;
  3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.
Структура, нанесенная вручную.
Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
"Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как "парафин", "ускоритель" и "структура".
Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
Начнём с того, что по "правилам" лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы "засохшей", покрытой каким-то белым "налётом". На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой "налёт" - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.
А теперь подробнее.

2. Подготовка классических лыж.

Как очистить классические лыжи от мази? Например, от жидкой мази?
  1. Закрываем зону лыж, покрытую мазью, туалетной бумагой или салфетками.
  2. Прогреваем утюгом до впитывания мази в бумагу.
  3. Используя пластмассовый цикл, удаляем эту пропитанную бумагу. В случае необходимости эту процедуру повторяем.
  4. Остатки грязи удаляем смывкой.
Готовим колодку для классических лыж.
Мазь ложиться ровнее, если наносится холодной, и если наносится несколькими тонкими слоями. Растирать мазь лучше (и правильнее) на профильном станке.
Растирание мази выполняется быстрыми движениями. Пробка растирает за счет тепла, создаваемого трением, однако если тепла будет слишком много мазь начнет тянуться, в результате появятся комки и просветы.
Помните, что при использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей намного выше по сравнению с твердыми. В среднем при применении жидкой мази колодка становится короче на 15 см. Многие лыжники при переходе на жидкие мази не только колодку делают короче, но часто вообще переходят на более жесткие лыжи. Кроме того, на длину колодки при переходе на жидкие мази большое влияние оказывает длина дистанции - чем она больше, тем больше спортсмен устает, тем более уверенное держание ему необходимо, а значит - и более длинная колодка. В этом случае колодка укорачивается по сравнению с твердыми мазями не на 20 см, а на 15 или всего 10 см.

Колодка для жидкой мази держания (клистера)

3. Подготовка коньковых лыж.

Поскольку парафины - это мази горячего нанесения, то для их использования понадобится утюг, затратьте немного денег на покупку хорошего смазочного утюга - он будет лучше работать и убережёт ваши лыжи от перегрева.

КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТЮГ
После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 4 до 7 раз на лыжу. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.
Температура комнаты обязательно должна быть не ниже 16°С. Большинство лыжников не понимает важности этой проблемы. При окружающей температуре ниже 16°С температура внутри лыжи также падает, и между молекулами полиэтилена остается слишком мало места для надлежащего поглощения парафина. Холод в комнате часто заканчивается нагревом базы до чрезмерных температур или плохим проникновением парафина.
Нанесение парафина - важнейший момент при правильной подготовке лыж.Простые факты:

  • Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению "заставленной" базы.
  • Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.
  • Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.
  • Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.
  • В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

    ОБЩИЕ ОШИБКИ:
    Большинство лыжников использует неправильный утюг. Домашний утюг, который обычно используется большинством лыжников, не предназначен для расплавления фтористых и твердых синтетических парафинов. Точка плавления Swix Cera F - 100°С (212 F), а точка плавления Swix СН 4 - 95°С (203 F). Парафины, сделанные сегодня, меньше стираются, они более твердые по сравнению с традиционными парафинами, и поэтому требуют более горячей температуры утюга. Когда лыжники используют домашний утюг, они обычно устанавливают температуру где-нибудь в районе... "хлопок", "шелк" или "синтетика". Это ужасно!
    Не используйте бытовой утюг!

    Подготовка лыж для грунтовки
    Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить - каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

    Грунтовка лыж
    После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3 -10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.
    Остудите лыжи. Через 20 - 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
    Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

    Грунтовка лыж под соответствующую погоду.
    При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

  • Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин - и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
  • При очень старом, жестком, "агрессивном" снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-"антистатик" (например, "START"-antistatic или "REX"-antistatic, и т.д.)при грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.
    Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

    НАБЛЮДЕНИЕ: – не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу "лить рекой". Многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, вам удастся добиться значительной экономии парафина.
    Остудите лыжу в течение 20-30 мин. (до комнатной температуры), затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.

    СОВЕТ: – графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторграфитовыми парафинами

    Нанесение основного парафина (соответствующего погоде)
    Под соответствующую погоду отбираем наиболее подходящий парафин. После выбора подходящего парафина нанесите его на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина. Дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи либо шлифовальной ткани, либо при помощи более мягкой щетки.
    При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой нейлоновой щеткой. Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при грунтовке лыж.

    Нанесение последнего слоя: обычного (сыпучего) порошка или спрессованного (ускорителя)
    Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные "пляшущие" искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.
    После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишек порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой. Все! Ваши лыжи готовы к гонке.

    СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу - совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

    Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5 -10 -15 км) дистанции.

  • Цикля для лыж широко применяется в подготовке деревянных скользящих поверхностей, реже — пластиковых. Это специальный инструмент, представленный в виде сильно заточенной (с углом до 90 0) металлической, либо стеклянной пластины (ручная цикля), другой вариант — станковое профессиональное оборудование (механическая цикля). Ручной вариант распространен гораздо больше, приобрести его несложно, но следует проследить соответствие основным требованиям — изготовлен из прочной стали, не имел заусениц, сколов на заточке.

    Циклевка — это снятие ворсинок, выравнивание бугристой поверхности, удаление царапин, ямок, раковин, прочих дефектов и механических повреждений на скользящей поверхности скоблением. Лучше делать это при помощи ручной цикли.

    После обработки механической (штайншлифтом) далеко не всегда удается правильно отциклевать поверхность, а в некоторых случаях такая обработка приводит лыжи в полную негодность. При скоблении снимается микроскопический слой с толщиной стружки в десятые или сотые доли миллиметра. Перед циклевкой следует подготовить лыжи, предварительно смочив их несколько раз водой, это размягчит деревянную поверхность, облегчит и упростит процесс ее обработки.

    Внимание! При отсутствии опыта и практики в циклевке не стоит начинать «познавательный процесс» с новых беговых лыж, сначала следует поупражняться на старых, что не жалко. Со временем вам станет понятно, как отциклевать .

    Как сделать циклю для беговых лыж

    Качественные цикли стоят достаточно дорого, не дешевле обходится обращение в мастерскую по профильному уходу за инвентарем, спортивные клубы или пункты проката. Подобные инструменты изготавливаются самостоятельно, без особых затрат и специальных познаний. Потребуется лишь:

    • 2 ножа для электрорубанка;
    • 2 болта М-4;
    • мебельный швеллер, подходящий по длине;
    • неширокая алюминиевая пластина.

    При помощи дрели на одном ноже нужно просверлить круглое отверстие, немного выше заводского, имеющего овальную форму, оно должно соответствовать диаметру болта. Алюминиевой пластине толщиной в 1,1 мм придать форму уголка, чтобы каждая из его полочек по ширине была одинаковой с толщиной ножа.

    Совместить оба ножа так, чтобы острые края располагались в наружной части. Между ними проложить одну полочку, другая должна фиксировать верхнюю часть просверленного ножа, скрепить полученную конструкцию болтами. Останется поместить ее верхнюю часть в швеллер, для надежности посадить на резиновый или полимерный клей.

    Лыжи без парафинов

    Большинство любителей горнолыжного спорта поддерживает мнение, что без парафинов для смазки не обойтись. Применяются они для увеличения скользящих качеств, плавного, мягкого хода. Без этого сцепление со снеговым покрытием будет слишком велико и неудовлетворительно для удобства лыжников. Но выбрать правильный довольно сложно, особенно новичкам, должны учитываться температурные показатели, влажность воздуха, температура снега и его состояние. Вопреки общепринятому мнению, достигается нормальное скольжение и без смазки парафинами, если воспользоваться фторполимерными барабанами, накатками или циклями. При помощи их легко изменить структуру, при которой достигается идеальное скольжение при любых погодных условиях и состоянии снега.

    Самодельная цикля из одноразовых лезвий

    Качественно циклить лыжи можно при помощи заводских изделий и самодельных, что станут прекрасной альтернативой дорогостоящим инструментам. Для изготовления потребуются:

    • обойные сменные лезвия (18 мм);
    • небольшой брусок древесины;
    • 2 болта.

    Сначала нужно сделать держатель для цикли, выбирается подходящий брусок, желательно из ясеня, он хорошо поддается обработке и достаточно крепок. Распилить его, придать нужную форму, по собственному усмотрению, главное, чтобы он удобно ложился в руку. Сделать продольный пропил по центру в нижней части ребра, соответствующий толщине лезвия. Приложив его к держателю сверху, отметить расположение отверстий, а по ним сделать сквозные отверстия дрелью.

    Останется отшлифовать готовый держатель, вставить в него лезвие и зафиксировать болтами. При изготовлении нужно учитывать, что оно будет меняться часто, в зависимости от качества, после 1-3 циклевок, поэтому стоит позаботиться, чтобы вставлялись и вынимались сменные лезвия быстро и легко.

    Подготовка коньковых лыж

    Важнее всего при — нанесение структуры для оптимального скольжения, независимо от погодных условий и состояния трассы. Способов этого достаточно много: механические, при помощи штайншлифта или камня, ручные, с использованием специальных , нарезок, бумаги для шлифования и, конечно же, цикли. Иные лыжники используют металлическую щетку, но для этого нужна определенная сноровка, в процессе можно легко повредить уже существующую структуру.

    Ремонт скользящей поверхности пластиковых лыж

    Начиная , необходимо подготовить лыжи, очистить их от загрязнения, протереть, высушить. Зафиксировать так, чтобы они были неподвижны, а скользящая поверхность находилась в горизонтальном положении и повернута вверх. Повреждения заправляют с использованием ремонтного карандаша, кофикса или тефлоновых палочек. Их можно просто поджечь, но лучше воспользоваться паяльником, чтобы расплавить полиэтилен и залить поврежденные участки.

    По прошествии суток, когда заливка застынет, потребуется циклевание , обязательно скоблить от носка к пятке по всей поверхности.

    Цикля Кузьмина

    В ремонтный набор торговой марки Kuzmin входят 4 инструмента, использующиеся в определенных условиях:

    1. Плюсовая цикля — для обработки на начальном этапе.
    2. Минусовая цикля — для в условиях низких температур.
    3. Универсальная цикля — применима для скобления под любые погодные условия.
    4. Роторная — для очистки скользящей поверхности и ее шлифовки после циклевания.

    Ошибки при циклевке

    Самые распространенные ошибки при циклевке выглядят следующим образом:

    • плохо зафиксированные лыжи. Они не позволят придать скользящей поверхности необходимую гладкость;
    • слишком усердное скобление. Не нужно делать сильный нажим, он должен быть средним на начальном этапе, легким — на заключительном;
    • длительное время скобления. Хорошо отциклеванные лыжи — не те, что лишились значительного слоя, обычно хватает 3-4 проходов по всей длине;
    • неправильный угол циклевания. Скобление под большим углом может повредить структуру, оптимальный наклон цикли — 40-45 0 ;
    • слишком частое циклевание. Скобление после каждого катания будет лишним, в среднем оно применяется после 200-250 км пробега.
    Важно! Неправильное направление циклевки любых (беговых, горных, коньковых) обязательно повредит структуру, нужно скоблить от носка к пятке, а не наоборот.

    Не стоит забывать о циклевании для лыж! Это важный процесс, даже если на их скользящей поверхности не обнаруживается никаких повреждений. Делать это нужно как минимум 2 раза в год: в начале зимы и за 2-3 дня перед катанием.

    К этому человеку нас привело весьма любопытное обстоятельство. Наш сегодняшний собеседник – не обладатель Кубка мира, не тренер олимпийских чемпионов, не сервисмен сборной. Этот человек – простой лыжник-любитель, мастер спорта по лыжным гонкам. Тем не менее, на него постоянно ссылаются в форумах сайта «Л.С.» в Интернете самые различные люди, о нём говорят, как о человеке, у которого лыжи всегда едут чуть лучше, чем у соперников. Москвич Артём Онищенко в московских кругах известен как человек, который очень многое знает о циклёвке и подготовке лыж. Собственно, тот ручеек людей, что идут и идут со своими «убитыми» лыжами в крохотную квартирку на юге Москвы, весьма убедительно говорит о том, что этот человек весьма неплохо знает свое дело.

    – Артем, нам надо будет вас как-то представить нашим читателям. Помогите нам, пожалуйста.

    – Неоднократный чемпион и призёр г. Москвы, на «Лыжне России» в присутствии спортсменов сборной бывал пятнадцатым-двадцатым, на «Московской лыжне» – десятым-пятнадцатым. На Марафоне Праздника Севера, опять же в присутствии сборной, неоднократно занимал места с 25-го по 50-е. Один раз был в «десятке». На чемпионате России на 70 км в Кандалакше был 23-м, 25-м, 28-м. В этом году в 40 лет выиграл чемпионат Москвы среди молодежи, а за день до этого на другой дистанции был вторым, проиграв первому секунду. Во многом, кстати, из-за лыж – лыжи в оба этих дня у меня ехали фантастически – с народом я делал всё, что хотел.

    – Что ж, а теперь начнем? Вы, кстати, не читали в последнем номере «Л.С.» выдержки из дискуссии «Парафинить или циклить » с нашего сайта?

    – Жаль. Потому что в форумах люди постоянно ссылаются на ваш опыт, квалификацию, говорят, что в лыжах вы очень хорошо разбираетесь и умеете с ними обращаться. Знаете, та огромная дискуссия, что состоялась у нас на сайте и была затем частично воспроизведена в журнале, многим, боюсь, так и не помогла ответить на вопрос – надо всё же лыжи циклить или парафинить . Поэтому мне и было очень интересно встретиться с вами.

    Но для начала я хотел бы сослаться на заслуженного мастера спорта России по лыжному ориентированию, чемпиона мира Ивана Кузьмина, который после выхода этой публикации очень интересно высказался об «авторе скандала» – о своём брате, Леониде. Он рассказал: Лёня с детства был очень дотошным. Вот, например, нам родители покупали две абсолютно одинаковые модели самолёта. Знаете, такие пластмассовые, которые надо склеивать из разных деталей? Так вот, мне, рассказывает Кузьмин, достаточно было два часа для того, что склеить этот самолёт и поставить на комод. Лёня же свой самолёт клеил неделю. После этого он ставил свой самолёт рядом с моим, и мне всё становилось понятно. То есть перед этим я был уверен, что склеил свой самолёт бе-зу-преч-но ! Но когда рядом ставил свою модель Лёня, я понимал, что человек действительно поработал – нигде ни капельки клея, ни перекоса в приклеенных панелях, ни заусенца. То есть это был безупречный продукт. И Иван Кузьмин сказал в связи с этим по поводу проблемы циклёвки: Лёня не понимает – то, что в его руках работает, в других руках работать не будет. Он берет обычную лыжу, обычную циклю, обычный станок, и у него получается конфетка. Если те же самые вещи в руки берет не Леонид Кузьмин, у человека получается совершенно иной продукт.

    Вот я рассказал вам эту предысторию, эту прибаутку, а теперь и мой к вам вопрос: всё-таки, лыжи – циклить или парафинить ? Вы, например, на свежепроцикленных лыжах бегаете?

    – На конкретный вопрос – конкретный ответ: я все ответственные старты бегаю только на свежепроцикленных лыжах.

    Свежепроцикленных и запарафиненных , или свежепроцикленных «голых»?

    – Нет, что на «голых», не скажу, но то, что на свежепроцикленных – это точно. Я имею наглость не согласиться с Александром Алексеевичем Грушиным, который говорит, что нельзя бегать на свежепроцикленных лыжах. Мой опыт показывает, что свежепроцикленные лыжи едут гораздо лучше тех, на которых уже неделю покатался. Но, я не стал бы обвинять Александра Алексеевича в каких-то подтасовках или лицемерии. Видимо, здесь ситуация аналогична истории, рассказанной вам Иваном Кузьминым – всё в конце концов зависит от рук. Возможно, это прозвучит и нескромно, но я циклю лыжи как Леонид – я очень переживаю, если мне не удаётся сделать «конфетку». Приходят люди, которых я не знаю, вроде какие-то копейки я зарабатываю на этом, но мне очень неприятно, если я не могу сделать человеку качественный продукт. Думаю, немногие могут делать это по-настоящему хорошо. Я знаю, что в Москве есть три-четыре человека, которые циклят лыжи весьма достойно. Остальные – любители, которые, может быть, делают это и неплохо, но по большей части всё же весьма посредственно.

    – А что представляет собой ваша цикля?

    – Обычная металлическая пластина, достаточно толстая. С двумя канавками-углублениями. Вот эта, например, черновая.

    – Вы их подтачиваете?

    – Обязательно, и постоянно. В отличие от Лёниных циклей все мои цикли подтачиваются. Их жёсткость не настолько высока, их можно подтачивать на наждаке.

    – Вы это делаете сами?

    – У вас есть для этого какое-то приспособление?

    – Нет. У меня есть рука, которая набита до безобразия. Я вам скажу, что половина успеха в циклёвке зависит от правильной заточки цикли. То есть у меня самого в начале сезона, пока рука не вспомнила движения, получается рваная циклёвка. То есть визуально она получается абсолютно такой же, всё красиво, всё изумительно, всё блестит. Но лыжи едут хуже. Половина успеха – заточка, серьёзно вам говорю. Это надо чувствовать. Я чувствую эту плоскость, чувствую угол, чувствую наждак. Я это делаю на идеально ровной поверхности – обычно на зеркале. Кладёшь на зеркало наждачную бумагу, чтобы цикля скользила по идеально ровной поверхности…

    – Ничего себе, я думал, что вы точите циклю на бруске…

    – Нет. На точильном бруске заточить циклю, по-моему, нереально. То есть, возможно, кто-то так и делает, но я никогда не пробовал.

    – И какой номер шкурки для заточки цикли вы используете?

    – Это зависит от того, какая погода. Чем ближе к нулю или выше нуля, тем более грубая наждачка требуется.

    – Чтобы цикля оставляла на пластике более глубокие бороздки, канавки?

    – Да. Собственно говоря, в последние годы я добился такого результата, что после циклёвки на воду у меня картина на лыже очень похожа на штайншлиф . Только после штайншлифа на лыже обычно остаётся ворс, который не даёт ехать лыже и от которого надо избавляться с помощью парафина. А после циклёвки ворса на лыже не остаётся.

    – А где вы эти канавки делаете?

    – Один раз в год я отдаю все свои цикли знакомым, и они их делают на заводе. По мере заточки эти канавки постепенно исчезают, и их надо обновлять. Я знаю несколько циклёвщиков, готовящих лыжи очень высокоуглеродистыми циклями, которые невозможно заточить на наждачке . Есть у такого подхода свои плюсы и минусы. Пока у вас свежая заточка, пары две-три получаются очень хорошо. А дальше начинается халтура – цикля тупится, и довести её в домашних условиях до прежних кондиций уже невозможно. Бегать на завод каждый раз затачивать они тоже не будут. Поэтому я с большим подозрением отношусь к людям, которые циклят лыжи высокоуглеродистыми циклями – хорошими из-под высокоуглеродистых циклей выходят лишь первые две-три пары. Остальное будет халтурой .

    – А что значит халтура ?

    – Не знаю, может быть, кто-то из химиков или физиков меня поправит с точки зрения терминологии, но тупая цикля, по моим представлениям, даёт раковистую (от слова «раковина», ямка) поверхность, если посмотреть на неё с увеличением. Тупая цикля полиэтилен срезает без проблем, а вот графитовые частицы она не срезает, а выковыривает, выкрашивает, вырывает кусками. Потому лыжи и не едут.

    – А ваша цикля их срезает?

    – Совершенно верно. Я чувствую циклю – по звуку, по тому, как она идёт, чувствую, что цикля уже не берет лыжу, начинает выковыривать. Беловые, окончательные проходы я всегда делаю свежезаточенной циклей. Поэтому процесс циклёвки у меня занимает очень много времени. Например, Миша Прохоров – хороший циклёвщик, но он на пару лыж тратит пять минут, а то и две-три. Мне же на пару лыж нужно минимум полчаса.

    – А какая разница между вот этими двумя циклями?

    – Эта совсем мягкая – она очень легко точится, и очень легко тупится. По сути, это черновая цикля, предназначенная для скоростного прохода, для снятия микрорельефа – бугров, волн и т.д. Микрорельеф всегда снимается под значительным углом и при большой скорости прохождения цикли. При выравнивании микрорельефа нельзя медленно вести циклю, потому что тогда все неровности начинают только усугубляться.

    Более жёсткая цикля даёт идеальный срез, но ею уже значительно труднее вывести все неровности, впадины, рытвины. Она предназначена для чистовой обработки. Более жёсткой циклей я прохожу напоследок буквально четыре-пять раз. А вот эта цикля у меня уже на откровенную воду, её при заточке надо зубать совсем уж зверской шкуркой, и на лыже после неё остаётся довольно крупная сечёнка . Она сделана из высокоуглеродистой стали, и она уже довольно плохо подводится на наждачке .

    – А как вы водите циклю по наждачке – ставите прямо, перпендикулярно движению?

    – Опять-таки под углом, это даёт самый стабильный результат. Если на мороз, то угол больше. А если ставить циклю прямо – будут заваленные края, если перпендикулярно – вообще нереально, цикля будет по наждачке прыгать.

    – Как выглядит пластик, который вы сцикливаете , что это – мука, стружка, пыль?

    – В отличие от Леонида Кузьмина я снимаю достаточно много. Мой старинный товарищ и активный участник вашего форума Лёша Ильвовский всегда очень страдает, когда отдаёт мне лыжи на циклёвку. При этом он всегда причитает, у него сердце кровью обливается, глядя на то, как я циклю лыжи, а я сам себе, глядя на его страдания, представляюсь этаким мясником с волосатыми руками, в фартуке, забрызганном кровью, пластающим с огромным тесаком в руках мясные туши (улыбается). Но у меня не как у Лёни, это не порошок, это всё-таки стружка.

    – Что значит «снимаю много»? Много за один проход циклей, или много за одну процедуру подготовки лыж?

    – Это зависит от того, чьи лыжи, сколько им лет, и что я в итоге хочу получить. Например, мои лыжи, как правило, хорошо выведены, не убиты, поэтому перед каждой гонкой я снимаю немного. Но всё равно это не порошок, это чуть-чуть стружечка – после одной процедуры циклёвки лыж пластика у меня остаётся общим объёмом примерно с чайную ложку.

    – Пластик завивается при этом такими колечками?

    – В общем, да. Если приходит человек со стороны, лыжи у него сто лет не циклёванные, все исцарапанные, горбатые, то там, конечно, чтобы вывести микрорельеф, пластика спускается много. Очень много проблем возникает из-за того, что люди начинают циклить лыжи тонкими, гибкими циклями. Помните, одно время были очень популярны такие стальные тонкие цикли – их ещё делал «SWIX», ещё кто-то? Они очень похожи на нормальные цикли, у них хорошая «зубатая» грань, они дают хорошую стружку, но при этом всегда выгибаются в руках. Сколько через мои руки прошло запоротых лыж в эти годы – не передать словами!

    – А что значит «запоротых»?

    – Цикля у людей начинает в руках изгибаться и снимает пластик на кантах, оставляя область желобка нетронутой. И ко мне в руки попадали лыжи, у которых иногда кантов вообще не было, а в области желобка пластик оставался практически нетронутым. И когда я начинал циклить такие лыжи, у меня снимался пластик только в центральной части. Приходилось снимать очень много пластика, чтобы вывести такие лыжи.

    – И всё же, расскажите, пожалуйста, как вы готовите лыжи к гонке – шаг за шагом? Теперь уже понятно, что перед каждым стартом вы их подцикливаете . Но это касается любой погоды – и морозной, и переходной, и откровенного тепла?

    – Да. Это касается любой погоды. Правда, при этом имеет значение – как давно я это делал с данной парой в последний раз. Вообще, знаете, я заметил, что это как у наркоманов – лыжи начинаешь циклить , и остановиться уже не можешь, попадаешь в зависимость. Потому что отцикленные лыжи при усиленной эксплуатации едут лучше, чем до циклёвки, только недели две-три. Потом плавно происходит снижение этих свойств до базового уровня, может быть – даже чуть ниже. Поэтому – опять циклёвка, опять повышение скользящих качеств, опять пара недель, опять рука тянется за циклей…

    – Вы уверены, что не ошибаетесь насчёт того, что лыжи после циклёвки едут лучше, что вы не находитесь в плену субъективных ощущений?

    – Нет, не уверен, потому что такие вещи, как затухание скользящих свойств лыжи во времени – это чисто субъективный аспект дела. С другой стороны, когда много-много лет – пятнадцать, и даже двадцать – ты замечаешь одно и то же, есть подозрение, что это всё-таки объективно. Хотя, может быть, и нет, не знаю… Н о такого эксперимента ведь никто и не ставил, его и поставить, наверное, невозможно. Как поставить такой эксперимент? Ну, предположим, проциклил лыжи, выкатился со спуска. Что, через две недели ты будешь на этом же спуске экспериментировать уже с лыжами с двухнедельной циклёвкой? Но ведь за эти две недели погода изменилась, сравнивать невозможно. Всё очень субъективно, очень. Я могу согласиться с чьими-то предположениями о том, что это ошибка, я не стану спорить, но по своим ощущениям я всё же уверен в этом.

    – А если вам предстоит пробежать связку из двух-трёх гонок подряд, вы тоже циклите лыжи перед каждой гонкой?

    – Нет, если мне предстоит пробежать связку из двух-трёх гонок, я не циклю лыжи каждый день. Вполне достаточно проциклить лыжи перед первым днём, и дальше можно выступать в течение этих трёх дней вполне спокойно. Ну, если только по ошибке в первый день вы не задрали пластик или не сожгли поверхность. Но раз в две-три недели перед ответственными стартами лыжи я обязательно циклюю.

    – И как вы готовите лыжи перед стартом? Стандартная процедура подготовки лыж перед стартом от Артема Онищенко?

    – Циклёвка циклями, обработка щётками….

    – Подождите. Вот вы проциклили лыжи, что у вас получилось? Блестящая гладкая поверхность?

    – Она матовая. Блестящая поверхность может поехать только по сильному морозу. Где-то у вас на форуме я читал про подготовку лыж стеклами. Так вот, был у нас в университете такой лыжник – Борис Ращупкин с биофака. Он меня и снабжал в своё время предметными стёклами. Только не тоненькими, а очень толстыми. Что-то там на практических занятиях они резали этими стеклами. И одна грань у этих стекол была изумительно ровная, острая. Эта грань давала срез пластика абсолютно гладкий, абсолютно блестящий. Но, увы, такие лыжи ехали только по очень сильному морозу – по воде они не ехали абсолютно. Они стояли колом, просто прилипали. Поэтому – зависит от погоды. Если тепло – то сильная сечёнка . Если мороз, то максимально гладкая поверхность. Хотя, все равно там мелкая сечёночка есть, обязательно есть.

    – Хорошо, отциклили вы лыжи. Дальше что?

    – Обработка щётками. В зависимости от погодных условий – разные щётки. Если это вода, или погода, близкая к нулю или маленький минус, то максимально жёсткими щётками…

    – Стальными, медными?

    – Вы знаете, дело в том, что некоторые стальные щётки, например, «RED CREEK», мягче, чем медная «SWIX». Я пробовал их стальную щётку – она мягче, там тоньше проволока. Она даёт более мягкую структуру. «SWIX» – жёстче. Стальной щёткой «RED CREEK», правда, очень хорошо выбирать грязь – она мягче, проволочек больше, и она прекрасно справляется с этой задачей. А на воду я использую максимально жёсткую известную мне щётку – латунную.

    – Практически после того, как вы отциклите скользящую поверхность, вы её подвергаете ещё и очень жёсткой обработке щётками?

    – Обязательно.

    – То есть вы в данном случае не вычищаете поры щёткой, а наносите, фактически, царапины?

    – Да, я наношу структуру с помощью щёток. Но, скажем так, всё же начальную структуру, если вода, я наношу с помощью вот этой цикли – скользящая поверхность уже после цикли довольно царапанная получается.

    – Эта цикля даёт как бы крупные царапины на пластике?

    – В общем, да. Но от неё остаются некоторые заусенцы, как бы ворс. Не такой, конечно, как после штайншлифа , но он всё-таки есть. Поэтому, используя жёсткую щётку, я как бы наношу структуру и одновременно убираю остатки ворса.

    – Хорошо, что после щётки?

    – Если это мороз, то идёт полировка фибертексом . Если мороза нет, то ничего не делаю. Кстати, если возвращаться к статье в прошлом номере «Лыжного спорта», то моя точка зрения очень близка к точке зрения Ивана Кузьмина. Как правило, после циклёвки лыжи я всё же парафиню . Бывали случаи, когда голые лыжи ехали очень неплохо. Бывали! Но не всегда. К примеру, гонка А.Завьялова на 60 км прошедшей зимой. Готовлю две пары лыж: одна с порошком, другая – голая. На откатке, в отличие от Лёниной теории*, лучше едут голые лыжи. То есть лыжи с порошком ещё даже не успели набрать грязь, и всё равно голые лыжи едут лучше. Эксперимент, конечно, нечистый, потому что разные лыжи. Но я выбрал лучшую в той ситуации пару, то есть голую. Да, так вот – у меня есть одна особенность – я всегда долго раскачиваюсь. Поэтому в этой гонке я довольно долго выбирался с каких-то там двадцатых-тридцатых мест. По ходу гонки объехал человек двадцать-тридцать достаточно приличных гонщиков. В итоге приехал второй. Так вот, могу сказать, что у кого-то из тех, кого я объезжал, лыжи ехали не хуже, чем у меня. И всё же в основной массе у людей лыжи ехали чуть медленнее. Казалось бы, вот она, победа голого пластика. Но не так всё просто. Выиграл гонку Олег Кочетков. На последних пятнадцати километрах мы ехали с ним вместе. Я знаю, что Кочетков не забивает себе голову всякими «глупостями» и всегда ездит на порошках и парафинах. Так вот, у него лыжи ехали откровенно лучше, чем у меня. То есть на каждом спуске он уезжал от меня на 5–7 метров, несмотря на то, что я стоял за ним в струе! То есть, понимаете, голые лыжи ехали в этот день лучше, чем у других. Но хуже, чем у Кочеткова. Так что делайте выводы сами.

    Наверное, можно было бы провести целенаправленный эксперимент. Не знаю, делал ли это Леонид Кузьмин, возможно, на подобных экспериментах как раз и основывается его убеждённость? Но как надо было бы, по моим представлениям, ставить такой эксперимент? Взять одну пару лыж со штайншлифом , которая перед этим двадцать-тридцать раз была обработана парафином, обработать погодным парафином, откатать. Тут же на станке рядом их отциклить , обработать щётками, и как можно быстрее снова откатать, посмотреть выкат. Тут же потом на свежепроцикленные лыжи нанести погодный парафин, желательно тот, который был на штайншлифе , и снова откатать. Вот тогда можно было бы более или менее корректно говорить о том, какой вариант лучше. Опять же, для того, чтобы по итогам таких сравнений делать более или менее корректные выводы, этих экспериментов надо проводить, наверное, десятки, а может быть, и сотни. Я таких экспериментов не ставил. Мои эксперименты заключались в том, что прибегал ко мне, например, Лёша Ильвовский после откатки лыж, я их ему тут же циклил , он снова шёл, откатывал, и приходил, визжал от восторга – они у него ехали гораздо лучше. Но, может быть, если бы их после циклёвки ещё и запарафинить , они у него поехали бы ещё лучше? Не знаю. Опять же, даже этот эксперимент не совсем чистый, потому что всё то же самое надо было бы повторить ещё и после 40–50 км проката на лыжах. Посмотреть, набирают лыжи грязь, или не набирают? Это сложный, трудоёмкий эксперимент, кто за него возьмётся?

    Я делал более простые эксперименты – ехал на паре, в которой одна лыжа цикленая , другая – нет. И всё равно не могу сказать ничего однозначно, потому что, например, в поле лучше едет одна лыжа, а в лес въезжаешь, туда, где совершенно иной снег, лучше едет уже другая.

    К чему я в итоге пришёл? Во-первых, совершенно правильно пишет Леонид: лыжи с заводским штайншлифом надо многократно парафинить . Потому что после штайншлифа на лыжах – огромное количество ворса, и только с помощью парафина он и выбирается. Что лучше едет – хороший штайншлиф или хорошая циклёвка – я не возьмусь сказать. На мой взгляд, правильно говорят – на больших скоростях штайншлиф работает очень хорошо (из-за этого он так и популярен у горнолыжников), на малых скоростях начинает тупить. То есть для себя я это условно назвал эффектом сухого и мокрого трения. Скорость большая, плёнка водяная больше – начинает работать штайншлиф . Скорость малая, то есть ты в подъём едешь – цикленные лыжи откровенно едут лучше. Но на спуске, особенно по воде, штайншлиф может работать лучше, чем циклёвка. Вопрос в том, какая циклёвка? Потому что по прошлому году я понял, что вот с этими циклями у меня и по воде лыжи очень здорово поехали – не хуже, чем штайншлиф . Опять же всё упирается в то, о чём сказал Иван Кузьмин – в руки. Поэтому я не могу сказать однозначно: ребята, вперёд, все циклить лыжи! Если человек не умеет циклить , то лыжи у него после циклёвки поедут значительно хуже, чем после заводского штайншлифа и парафина. Может быть, это и прозвучит нахально , но даже в моей практике были случаи (правда, их было очень мало), когда лыжи после циклёвки у меня не начинали ехать лучше. Это редкое явление, но и такое бывает.

    – Стоит ли, можно ли циклить дешёвые лыжи с экструдированным пластиком?

    – На мой взгляд, экструдированный пластик циклить бесполезно. То есть такие лыжи можно отциклить , и теоретически они даже должны поехать лучше, но это, поверьте мне, настоящий сумасшедший дом – при циклёвке таких лыж надо будет спустить три, а то и четыре десятых миллиметра пластика, потому что сверху на этом пластике всегда лежит корка, которая потом в процессе циклёвки выгрызается кусками.

    – Подождите, но ведь на лыжах с экстудированным пластиком катается уйма людей – школьники, ветераны-любители, которые на полном серьёзе пытаются эти лыжи циклевать, парафинить … Что им делать с этими лыжами?

    – Я не думаю, что им надо их циклить . Если циклить , то только очень опытному человеку, потому что экструдированный пластик циклить чрезвычайно тяжело. Я, например, когда ко мне приходят люди с такими лыжами, стараюсь всегда отговорить владельца от циклёвки. Потому что никто не может гарантировать, что такой пластик под воздействием цикли не станет вырываться кусками, клочьями. А мне неохота портить людям лыжи.

    – Хочу привести такой пример: я довольно долго – лет 15 – не брал в руки циклю, и в прошлом году попытался самостоятельно проциклить свои лыжи. Естественно, в определенный момент рука соскочила, на канте появилась засечка. Начал исправлять, засечка углубилась. Что делать? Предположим, нет такого вот Артёма Онищенко под рукой, а лыжи жалко. Иван Кузьмин в таких случаях говорит: у тебя появилась хорошая тренировочная пара лыж. Но лыжи-то только что были вполне боевые – можно что-то сделать в этой ситуации?

    – Это весьма распространенный эпизод. Вариантов несколько: либо, действительно, переводить лыжи в разряд тренировочных, либо – идти в мастерскую и делать новый штайншлиф , либо всё же искать приличного циклёвщика. Четвёртый вариант, для особо настырных – найти старые лыжи и долго-долго на них тренироваться, ставить руку. Быть может, чего-то вы и добьётесь, в конце концов, всё делают человеческие руки, ничего невозможного в этом нет.

    – А вариант с бруском и шкуркой?

    – Были в моей практике случаи, когда люди приносили совершенно убитые лыжи, которые никакой циклёвкой уже было не выправить. На первый взгляд, в таких случаях остаётся самый последний вариант – брусок и шкурка. Но этот вариант очень нехорош тем, что при спасении лыж с помощью бруска и шкурки с лыжи снимается практически весь пластик. То есть ты их один раз выведешь, спасёшь, и после этого циклить лыжи будет уже нельзя. У меня в руках неоднократно «умирали» такие вот «пациенты», поэтому тот же Лёша Ильвовский всё время стоит у меня над душой и очень переживает за каждую пару своих лыж, потому что один из таких вот скончавшихся пациентов был как раз его пара лыж. Причём перед циклёвкой я его честно предупредил: тут уже нет пластика, их невозможно циклить , а он мне: – ну пожалуйста, ну чуть-чуть. Кончилось это печально. Из моих рук эти лыжи вышли ещё живыми, но когда он стал дома у себя наносить на эти лыжи парафин и снимать его скребком, парафин стал сходить с лыж уже с остатками пластика, полезла подложка.

    И ещё один аспект использования наждачки … Наждаком невозможно вывести идеально ровную поверхность. Как бы вы ни старались, при работе бруском у вас обязательно будут заваливаться края.

    – Да неужели?

    – Обязательно! Потому что сам наждак имеет демпфирующие свойства. Кроме того, по краям он нависает над скользячкой , ничего не сделаешь – обязательно чуть-чуть края будут заваливаться. Кроме того, не забывайте, что после наждачки вам надо обязательно циклить лыжи, потому что после работы шкуркой лыжи ехать не будут абсолютно. Потому что шкуренные лыжи – лохматые по определению. А потом, пластик после обработки шкуркой набирает абразив – те мелкие камушки, из которых шкурка сделана, вкрапливаются в скользящую поверхность, и такой пластик никогда не поедет. Так что после шкурки вам всё равно предстоит циклёвка, причем довольно сильная. Поэтому после такого метода восстановления у вас уже практически не остаётся никакого пластика на лыжах.

    – Если циклить лыжи не умеешь, не берись. Совершенно точно загубишь не одну пару, прежде чем чему-то научишься. Если ты взял в руки циклю с вполне конкретной целью – улучшить скользящие свойства своей любимой (зачастую – единственной) пары лыж, почти наверняка ты добьёшься прямо противоположного результата. Если же вы твёрдо решили попытаться приобрести навыки циклёвки, постарайтесь раскопать где-то в чулане (или задёшево купить чужие) старенькие убитые лыжи, желательно с нормальным, неэкструдированным пластиком. Почти наверняка в процессе этих уроков вы испортите не одну такую пару лыж. Но если такие лыжи у вас всё-таки найдутся, если есть желание, время, то ничего невозможного в этом нет.

    Кстати, в этом году, после дискуссии на сайте и публикации в «Л.С.», я стал более внимательно подходить к проблеме выбора между голыми и запарафиненными лыжами, стал больше экспериментировать. Как правило, теперь я ещё и беру у кого-то из друзей лишнюю пару и одну пару лыж всегда оставляю голую. Не раз и не два у меня голые лыжи ехали откровенно хуже. Это к вопросу о том, чья позиция из братьев Кузьминых мне ближе – мне ближе позиция Ивана. И всё же в каждом конкретном случае надо смотреть отдельно. Единственное, что я могу сказать абсолютно уверенно – после штайншлифа лыжи надо парафинить многократно. Я не знаю примеров, чтобы голые лыжи после штайншлифа ехали хорошо.

    Беседовал Валерий ПУТИНЦЕВ

    С. Бирюков Тестируем лыжные палки верхних уровней сезонов 2009-2010 и 2010-2011
    А.Вертышев "Лыжи, курс немолодого бойца"
    Где купить беговые лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки

    • КОМПЛЕКС "Эконом" (предшлиф, заточка и парафин) 850

      Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "Эконом+" (предшлиф, заплавка царапин, заточка и парафин) 1650

      Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "Стандарт" (предшлиф, заплавка царапин, экстрашлиф, заточка и парафин) 2400

      Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "Nordic" (экстрашлиф, заливка царапин, экстрашлиф и парафин) 1800

      Ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "Комфорт" (предшлиф, заливка царапин, экстрашлиф, заточка, тюнинг канта и парафин) 2750

      Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, тюнинг канта по грани, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "All inclusive" (весь комплекс работ включен) 3990

      Шлифовка и заточка канта по грани на ленте, ремонт скользящей поверхности, экстра-шлифовка на камне, ремонт (расслоения, деформация канта), тюнинг канта по грани, комплексная машинная обработка парафином.

    • КОМПЛЕКС "Обработка парафином Universal" (машина) 300

      Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение универсального парафина на машине WaxJet, полировка. Обработка скользящей поверхности горных лыж парафином значительно улучшает их ходовые качества. При этом нанесение горячего расплавленного парафина – занятие, во-первых, опасное, во-вторых, требует специальных навыков, а в-третьих, имеет свои хитрости и тонкости. Наши специалисты нанесут универсальный всепогодный парафин на ваши лыжи на профессиональном станке, и вы сможете радоваться отличному скольжению в любую погоду.

    • КОМПЛЕКС "Обработка температурным парафином" (утюг, парафин в стоимость не входит) 250

      Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение базового парафина с помощью утюга, циклевка и полировка щетками. МАЗЬ ДЕРЖАНИЯ: Очистка колодки смывкой, обработка шкуркой, нанесение мази держания утюгом "пирамидкой в 3 слоя".

    • КОМПЛЕКС "Обработка базовым парафином" (утюг, базовый парафин входит в стоимость) 390

      Очистка базы смывкой, при необходимости обработка металлической (бронзовой) щеткой, нанесение 1 слоя базового парафина утюгом. Для того чтобы ваши горные лыжи прослужили вам как можно дольше, перед длительным хранением их необходимо законсервировать. Консервация проходит в несколько этапов: очистка скользящей поверхности, нанесение парафина при помощи утюга, циклевка, а также обработка кантов составом против ржавчины. Парафин предотвратит высыхание и окисление скользящей поверхности, и ваши лыжи не потеряют в ходовых качествах.

    • КОМПЛЕКС "Обработка лыж мазью держания" (мазь входит в стоимость) 390
    • КОМПЛЕКС "Нанесение слоя парафина для консервации" (утюг, базовый парафин входит в стоимость) 350
    • КОМПЛЕКС "Нанесение слоя парафина для консервации" (машина) 200
    • АКЦИЯ "Обработка парафином Universal (маш��на) и консервация в конце сезона" (машина) 400
  • Отдельные услуги

    • Установка или замена клипс, гребенок и др. на г/л ботинки (1 деталь) винт. соед. 300

    • Установка или замена клипс, гребенок и др. на г/л ботинки (1 деталь) клеп.соед. 550

      Если вы потеряли или сломали клипсу или гребенку на ботинках, в наших сервис-центрах вам подберут необходимую замену.

    • Ручная заточка кантов по грани 850

      Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов горных лыж. Ручная заточка кантов требует высокопрофессиональных навыков, чтобы не нарушить угол наклона кантов. Наши специалисты безошибочно заточат канты на ваших горных лыжах при помощи специальных инструментов.

    • Ручная заточка кантов по базе 950

      Для надежного выполнения резаных поворотов и уверенных, безопасных спусков по жестким трассам необходимо тщательно следить за состоянием кантов горных лыж. Ручная заточка кантов требует высокопрофессиональных навыков, чтобы не нарушить угол наклона кантов. Наши специалисты безошибочно заточат канты на ваших лыжах при помощи специальных инструментов.

    • Сложный ремонт расслоения 890

      Если вы неправильно хранили горные лыжи или не пользовались парафиновыми смазками, сердечник мог рассохнуться и начать слоиться. В таком случае продлить срок службы инвентаря можно, обратившись в профессиональный сервис – центр.

    • Сложный ремонт канта (деформация) 1590

      В большинстве случаев выбитый, разорванный, частично утраченный кант горных лыж подлежит ремонту. Специалисты наших сервисов проведут все необходимые работы по восстановлению геометрии канта и дальнейшей беспроблемной эксплуатации вашего оборудования.

    • Экстра-шлифовка на камне 800

      Нанесение структуры (штайншлифта) позволяет значительно улучшить скользящие свойства горных лыж. Машинная шлифовка - самый сложный, но в тоже время и самый лучший способ подготовки скользящей поверхности. Горные лыжи, подготовленные на профессиональном станке квалифицированным специалистом, обладают улучшенными ходовыми качествами.

    • Шлифовка и заточка канта по базе на ленте 600

      База шлифуется на профессиональном станке Wintersteiger. Идеально гладкая скользящая поверхность без царапин и ворса – это залог отличного поведения лыж. Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж.

    • Укорачивание палок 300

      При катании на горных лыжах палки выполняют очень важные функции и должны соответствовать вашему росту. Если вы ошиблись в выборе палок в магазине и обнаружили, что кататься с ними неудобно, не торопитесь покупать новые. В наших сервис-центрах вы можете укоротить лыжные палки под свой рост.

    • Ремонт скользящей поверхности 800

      Если в процессе эксплуатации скользящая поверхность горных лыж получает повреждения, это серьезно ухудшает их рабочие характеристики. Профессиональный и своевременный ремонт поможет решить проблему и продлит срок службы вашего инвентаря.

    • Ремонт декора лыж и сноубордов 450

      В наших сервисах вы можете восстановить внешний вид своего инвентаря, удалив царапины и задиры с лицевой стороны своих лыж.

    • Заточка канта по грани на ленте 250

      Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж.

    • Нанесение финишной структуры на камне 750

      Профессиональное оборудование наших сервисов позволяет наносить на скользящую поверхность горных лыж заданную структуру с точными параметрами. Нанесение структуры значительно улучшает ходовые качества горных лыж и делает их поверхность более восприимчивой к парафиновым мазям.

    • Тюнинг канта по базе 450

    • Тюнинг канта по грани 350

      В наших сервисах вы можете заточить канты на профессиональном оборудовании. Станок ТRIM гарантирует прекрасное качество шлифовки кантов как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности горных лыж. Заточка кантов производится в двух направлениях, обеспечивая возможность нанесения любого количества углов заточки, как со стороны боковой поверхности, так и со стороны скользящей поверхности одновременно.

    • Циклевка финишная и обработка щетками (расконсервация) 250

      Для очистки скользящей поверхности от грязи и старого парафина, а также для нанесения микроструктуры на горные лыжи и полировки скользящей поверхности используются роторные щетки. Наши специалисты качественно и профессионально подготовят ваши горные лыжи к новому сезону. Квалифицированные специалисты наших сервисных центров произведут ручную циклевку ваших горных лыж. После финишной циклевки скользящая поверхность горных лыж идеально гладкая и готова к эксплуатации.

    • Шлифовка/Циклевка грубая (ручная) 450

      Современные материалы, использующиеся для скользящих поверхностей горных лыж, обеспечивают отличное скольжение. Однако такой материал достаточно восприимчив к механическим повреждениям и требует регулярного ухода, который позволит продлить срок службы вашего зимнего инвентаря и улучшит его ходовые качества. Циклевка – это процесс снятия верхнего слоя скользящей поверхности с уже образовавшимся ворсом при помощи цикли. В наших сервисах квалифицированные специалисты произведут циклевку ваших горных лыж.

    • Нанесение структуры вручную накаткой Swix 300
  • Крепления

    • Установка креплений на беговые лыжи и лыжероллеры 350

      От правильной установки креплений во многом зависит дальнейшая работа лыж. Крепление должно быть установлено по центру тяжести для оптимального соотношения жесткости и эластичности лыжи, наилучшей балансировки и управляемости лыжи. Для установки крепления желательно пользоваться специальным инструментом, который обеспечивает удобство и надежность работы. Такую точную и важную работу лучше доверить специалистам наших сервис-центров. Многие ведущие производители лыж настоятельно рекомендуют устанавливать крепления только в специализированных мастерских.

    • Установка креплений на горные лыжи со сверлением по шаблону 1000

    • Установка креплений на горные лыжи и сноуборды без сверления 450

      Правильная работа креплений – это основа вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Наши мастера установят и отрегулируют крепления на ваших горных лыжах, чтобы катание было приятным и безопасным.

    • Демонтаж креплений 180

      Если вы решили поменять ботинки и крепления, то в наших сервис-центрах вам демонтируют старые крепления и предложат профилактическую обработку оставшихся отверстий специальными составами, препятствующими попаданию влаги в полость лыжи и гниению сердечника.

    • Индивидуальная настройка усилия срабатывания 120

      Неправильная настройка усилия срабатывания креплений может привести к самым неприятным последствиям. При слишком сильной настройке вы можете упасть, а ваши лыжи так и останутся на ногах, увеличивая риск серьезной травмы. Наоборот, при слабой настройке крепления будут расстегиваться в самый неподходящий момент. В наших сервисах вам подберут индивидуальную настройку усилия срабатывания крепления в зависимости от вашего веса и уровня подготовки.

    • Обработка старых отверстий при переустановке 240

      Оставшиеся от старых креплений отверстия необходимо обработать специальным составом, который обеспечит герметичность лыжи. Если через отверстие в полость лыжи будет попадать вода, то начнется гниение сердечника.

    • Восстановление вырванных участков лыжных и сноубордических креплений (1 элемент) 450

      Если в ходе активной эксплуатации вы повредили часть крепления, то специалисты наших сервисов восстановят конструкцию креплений, заменив или отремонтировав поврежденные элементы.

    • Установка креплений на горные лыжи со сверлением без шаблона 1590

      Правильная работа креплений – это основа вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Наши мастера установят и отрегулируют крепления на ваших горных лыжах, чтобы катание было приятным и безопасным.

  • Использование современных композитных материалов вместо древесины значительно упростило и удешевило уход за инвентарем в таком виде спорта как гребля. Напротив, в лыжном спорте переход от деревянных к пластиковым лыжам привел к заметному увеличению стоимости, трудоемкости и временных затрат при подготовке лыж и уходу за ними. Если на Олимпиаде 1972 года средняя стоимость подготовки пары лыж составляла около 1 доллара при затратах времени на уровне 15-30 минут, то в настоящее время на подготовку пары лыж уходит несколько часов, а материальные затраты возросли в несколько сот раз.

    Одним из способов недорогой, но качественной обработки лыж и получения наилучшего состояния скользящей поверхности лыжи является ручная циклевка высококачественным острым инструментом. В отличии от поверхности обработанной штайншлифом, циклеванная поверхность имеет значительно меньше количество заусенцев и ворсинок, увеличивающих трение.

    На фотографиях скользящей поверхности с большим увеличением видно, что после машинной обработки (штайншлифа) скользящая поверхность имеет большое количество заусенцев и ворсинок. Поверхность обработанная острой циклей ручным способом более гладкая, и имеет более регулярную структуру - расположение микроскопических продольных канавок и бороздок.

    Долгое время приобрести качественную циклю для подготовки лыж в продаже было не возможно. Крупные производители инструментов и смазочных материалов не выпускают в свободную продажу высококачественные цикли. Специалисты по смазке лыж использовали для этих целей инструмент штучно изготавливаемый на заводах бывшего ВПК или сделанных в кустарных условиях. К сожалению вся подобная продукция отличается большим разбросом характеристик. Как правило каждый образец был изготовлен из индивидуальной марки стали и имел индивидуальную заточку. С недавнего времени шведская фирма Kuzmin начала поточное производство высококачественных циклей для ручной подготовки лыж.

    Цикли Kuzmin™ производятся на промышленном оборудовании из высококачественного сорта стали HSS, рабочая кромка цикли заточена строго под определенным углом и имеет определенную структуру рабочей поверхности.

    На приведенных здесь фотоснимках можно увидеть рабочие грани цикли KUZMIN™ при многократном увеличении. Хорошо просматриваются регулярно расположенные бороздки различной глубины, которые при обработке лыжи «отпечатываются» на скользящей поверхности. При обработке лыж такой циклей на скользящей поверхности создаются микроструктуры - бороздки и канавки, за счет малозаметных невооруженным глазом регулярно расположенных неровностей на острой грани резца.

    Цикли Kuzmin выпускаются в трех вариантах:

    • для теплой погоды - предназначена для подготовки лыж при температуре от +3° и выше. Лучше всего подходит для первичной обработки лыж.
    • умеренной - предназначена для подготовки лыж при температуре от +2° до -8°
    • холодной погоды - цикля предназначенная для создания наиболее гладкой поверхности, эффективна при температуре от -8°C

    Варианты различаются углом заточки инструмента и рисунком, наносимым на поверхность лыжи.

    Применение цикли KUZMIN

    • Перед циклевкой скользящая и боковые поверхности лыжи должны быть тщательно очищены от остатков мази и парафинов с помощью смывки-растворителя.
    • Лыжа должна быть надежно зафиксирована на лыжном станке-профиле, малейшая подвижность лыжи или станка-профиля могут привести к фатальному повреждению скользящей поверхности.
    • Циклевка должна производится двумя руками с равномерным несильным нажимом.
    • Завершите обработку, когда поверхность станет ровной и гладкой. При первой обработке необходимо затратить по 20-25 минут на каждую лыжу, чтобы полностью избавиться от остатков структуры. При повторной обработке достаточно трех-четырех проходов.
    • Удалите заусенцы с боковин, используя ту же самую циклю.
    • Для улучшения скольжения обработайте чистую скользящую поверхность тонкой металлической щеткой.
    • Обрабатывайте лыжи после каждых пройденных 50-500 км (в зависимости от состояния снега).
    • При необходимости в теплую погоду и при влажном снеге поверх этой микроструктуры может быть нанесена дополнительная структура с помощью ручных накаток.

    Полезная информация

    При обработке лыжи образуется большое количество стружки. Однако, это, в основном, воздух. При первичной обработке толщина снятого слоя полиэтилена составляет не более 35 микрон, а при последующих обработках -всего около 1 микрона. Таким образом, лыжа может выдержать до нескольких сотен обработок.

    При обработке классических лыж необходимо снять всю смазку, в том числе и мазь держания, и обработать скользящую поверхность циклей по всей длине, включая зону держания.

    Внимание! т.к. циклевка лыж - работа, требующая высокой точности, качественная циклевка возможна только надежно закрепленной лыжи при хорошем освещении.

    Подготовка лыж без мазей скольжения

    Специалист в области лыжного спорта, Леонид Кузьмин, проживающий в настоящее время в Швеции, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованиям в области теории скольжения лыж, в частности, проблеме уменьшения трения скольжения между лыжей и снегом. Результаты его исследований можно назвать сенсационными, недаром они вызвали бурную дискуссию в лыжном мире.

    Наиболее важные результаты исследований во многом опровергают традиционную концепцию подготовки лыж, основанную в большей мере на маркетинговых интересах, чем на научно доказанных фактах.

    Опираясь на элементарные знания на уровне школьной программы и простую логику, Леонид утверждает, что скользящая поверхность современных беговых лыж, изготовленная из полиэтилена со сверхвысоким молекулярным весом (UHMWPE), не имеет пор, в которые могли бы проникать достаточно громоздкие молекулы парафина. Если бы скользящая поверхность могла впитывать молекулы парафина, она с еще большим успехом впитывала бы в себя и сравнительно небольшие молекулы воды, становясь тем самым подобной обычной губке.

    В действительности же вся смазка скольжения, наносимая традиционным «горячим» способом, остается на скользящей поверхности в виде слоя толщиной несколько микрон, сколько бы мази ни было затрачено при подготовке лыж. Более того, ни одна из современных мазей, включая фторуглеродную смазку, не обеспечивает меньшего коэффициента трения скольжения, чем идеально обработанная поверхность полиэтилена UHMWPE, который к тому же, обладает в десять раз большей устойчивостью к истиранию, чем особо прочная углеродистая сталь. Таким образом, Леонид пришел к выводу, что нет лучшего способа подготовки лыж, чем циклевка скользящей поверхности и доведение ее до идеально ровного состояния.

    На приведенном здесь графике показано, как изменяется твердость под действием температуры.

    При понижении температуры от 0 до - 20°С твердость льда (или снежных кристаллов) возрастает в несколько раз и практически сравнивается в твердостью высокомолекулярного полиэтилена, используемого в качестве скользящей поверхности. Здесь же можно увидеть, что твердость парафинового слоя увеличивается незначительно.

    При холодной погоде даже самые твердые смазки скольжения значительно мягче, чем полиэтилен скользящей поверхности, и, соответственно, мягче кристаллов снега. Это позволяет придти к выводу, что в морозную погоду лыжи, подготовленные традиционным способом, будут скользить хуже, чем тщательно отциклеванные лыжи.

    Ниже приводятся выдержки из интервью Леонида Кузьмина, опубликованного в ноябре 2006 года в журнале Nordic Ultratune Newsletter. В нем приводятся ответы на типичные вопросы и возражения оппонентов, придерживающихся традиционных взглядов на процесс подготовки лыж.

    • Вы утверждаете, что водоотталкивающие свойства скользящей поверхности с нанесенной структурой ниже, чем у поверхности без структуры?
      Л.К.: Если Вы внимательно прочтете тезисы моей кандидатской диссертации, то убедитесь в том, что в них отсутствуют такие термины как «поверхность со структурой» и «поверхность без структуры». Мой оппонент Марк Вахтер (Mark Waechter), скорее всего, подразумевает под первым лыжи, прошедшие через «штайншлифт», а под вторым – гладко отциклеванные лыжи. Он утверждает, что гидрофобные свойства скользящей поверхности (выраженные как угол между выпуклой «линзой» капли воды и горизонтально расположенной поверхностью) не коррелируют со скоростью скольжения лыжи. Это фундаментальная ошибка. Взаимосвязь гидрофобности скользящей поверхности и скорости скольжения лыжи доказана научными исследованиями.
    • Ваш оппонент также считает, что «машинная структура» позволяет уменьшить роль такого фактора, как «вязкое трение смоченных поверхностей» (то есть, так называемого «подсоса воды»), неизбежное в случае идеально гладкой отциклеванной поверхности.
      Отциклеванная с помощью цикли KUZMIN™ поверхность не является идеально гладкой. Более того, поверхность лыж с «машинной структурой» (в сравнительном эксперименте использовались лыжи, подготовленные одним из ведущих мировых экспертов Ларсом Свенссоном на станке Tazzari RP13.2) более ровная, чем поверхность отциклеванных лыж. С помощью цикли KUZMIN™ создается гладкая, твердая полированная поверхность с регулярно расположенными микробороздками (см. приведенную выше иллюстрацию). Если этого недостаточно (например, в теплую погоду на мокром снегу), можно нанести дополнительную структуру с помощью накаток-риллеров.
    • Вы являетесь противником «машинной структуры», считая ее бесполезной?
      Да, на мой взгляд, это так. Наиболее важным результатом наших исследований следует считать доказательство такого факта, что для улучшения скольжения лыжи по снегу не нужна искусственная смазка, если в процессе скольжения образуется естественная «водяная» смазка. Для хорошего скольжения необходима гладкая и твердая поверхность с оптимальными водо- и грязеотталкивающими свойствами. Всеми этим свойствами в полной мере обладает полиэтилен UHMWPE. Обработка лыжи на станке «штайншлифт» лишь ухудшает эти свойства.