Техника поворотов и торможения на лыжах. Способы подъема и спуска на лыжах

Лыжный спорт – один из самых распространенных в зимнее время года. Для успешного прохождения дистанции нужно не только научиться стоять на этом спортивном инвентаре и двигаться, необходимо узнать, как правильно тормозить на лыжах, и довести этот навык до уровня рефлексов. Теория – хорошо, но необходима также практика. Правильная остановка позволит избежать многочисленных травм, опасных ситуаций. Обычно спортсмены проходят всю дистанцию без перерывов, но в критические моменты или при возникновении внезапных препятствий может понадобиться экстренное торможение.

Как тормозить на горных лыжах?

Для горных лыж характерно развитие большой скорости, значительного уклона спуска. В таких условиях рекомендуется начинать обучение экстренному снижению темпа на наиболее пологих трассах, постепенно увеличивая угол наклона плоскости. Логика простая – чем более пологий склон, тем легче тормозить.

Экстренное торможение нельзя осуществлять с помощью случайно попавшихся предметов (деревьев, столбов), их нужно объехать. Кроме того, на большой скорости не рекомендуется падать в панику. Она ослабляет концентрацию внимания, что чревато получением травмы. Части трассы или лыжни без снежного покрова также не станут спасением, а прибавят неприятностей.

Для экстренной остановки стоит применить перемещение в горизонтальное положение (падение), лучше всего такой метод действует при движении наискось со склона. При этом велика вероятность, что при отсутствии верных знаний о том, как правильно тормозить на лыжах, и достаточных тренировок, падение будет достаточно болезненным.

Как вид экстренного торможения с наибольшим коэффициентом эффективности можно рассматривать падение. Делать это нужно правильно:

  1. Нельзя падать на спину или заднюю часть, при высокой скорости скольжение продолжиться.
  2. Падать нужно на бок, при этом первым, что коснётся поверхности, должно быть бедро – это погасит удар, снизит вероятность травмы.
  3. При сбросе темпа стоит применять руки, но не хватать все подряд, а применять их как элемент дополнительного сопротивления.

При продуманном и успешно выполненном падении риск получения травм стремиться к нулевой вероятности. В связи с этим рекомендуется провести несколько тренировок с инструктором, чтобы понять, как правильно тормозить на горных лыжах. Безопасность превыше всего.

Как тормозить на беговых лыжах?

Остановка на беговых проще, чем на горных. Это связано с типом местности, используемой для маршрута. Для беговых лыж используется более пологий склон или вовсе ровная местность, натоптанная лыжня. Часто торможение вовсе не требуется на всей длине трассы, становится нужным только при неожиданно изменившихся обстоятельствах.

Тормозить также можно поворотом, как и «плугом», спортсмен сам выбирает способ. При любом из видов торможения можно упасть. При этом потребуется узнать не только как правильно тормозить на беговых лыжах, но и как нужно падать, вставать. Если лыжи приняли положение латинской буквы X, то следует перевернуться на спину, поднять ноги перпендикулярно земле, перевести лыжи в правильное положение.

После финиша на дистанции обязана быть предусмотрена полоса торможения.

Как тормозить на лыжах на спуске?

Для тренировки рекомендуется выбирать ровные и хорошо утоптанные склоны. В первую очередь рекомендуется изучить самый простой способ торможения – разворот стопы, иногда его называют бракаж. Порядок выполнения упражнения следующий:

  1. Перед спуском рекомендуется тщательно проверить собственное положение – опора под ногами должна быть прочной. Пятки должны быть тщательно прижаты.
  2. Начинать тормозить следует только после набора достаточной скорости.
  3. После того как приемлемая скорость достигнута, нужно развернуть лыжи перпендикулярно направлению движения.

Изначально многие решившиеся на освоение такого способа остановки часто падают, но со временем становится легче: мышцы, вестибулярный аппарат привыкают к действию. Потеря равновесия связана с позицией, при которой выполняется упражнение – нижняя стойка, положение лыж на ширине плеч, нагрузка идёт по всей длине. Этот способ остановки наиболее эффективен, но применять его стоит только тем, кто хорошо справляется с нагрузкой, и уверен в себе полностью.

Снизить скорость на спуске можно с помощью скользящего упора. Упор – движение на лыжах, позиция которых напоминает букву «V», то есть носки сближены, а задние части максимально удалены друг от друга. Подобный способ торможения очень напоминает «плуг», но всё же есть некоторые различия:

  • техника упора не останавливает движение, а всего лишь замедляет;
  • после изучения этого способа можно гораздо легче освоить повороты.

Подходит этот способ для сброса скорости на достаточно пологих склонах. Часто его используют во время тренировок с теми, кто немного боится: такое продвижение на психологическом уровне вызывает чувство безопасности у новичков.

Важно помнить

Чтобы тело знало, как правильно тормозить на лыжах, рекомендуется провести несколько тренировок, изучить оба способа, их комбинацию. Комбинирование подходит в случае слишком большого разгона. Сначала требуется сбросить скорость с помощью упора, а потом из этого положения выполнить поворот ступней. При подобно способе торможения остановка, скорее всего, будет аккуратной, удастся избежать падения.

Чтобы завершение дистанции прошло успешно, нужно знать, как правильно тормозить на лыжах с горки, как переводить село из основной стойки во все остальные. Основная стойка представляет собой наклонённый корпус и слегка подогнутые ноги. Для того чтобы ускориться, необходимо ещё больше согнуть ноги, вытянуть руки назад, пригнуть корпус к земле. Таким образом, в соответствии с законами аэродинамики, тело становится более обтекаемым воздушными потоками, ускоряется. Для плавного снижения темпа менять положение тела следует в обратную сторону, то есть разогнуть корпус, выпрямить ноги. Для сохранения устойчивости рекомендуется оставить ноги в слегка согнутом и расслабленном виде, тогда они будут выполнять роль амортизаторов. Сохранить равновесие на протяжении всего движения поможет концентрация и динамика положения тела относительно поверхности. Менять стойку необходимо в зависимости от обстоятельств, а не по алгоритму. При движении на скорости все части тела играют свою роль: настоящие профессионалы могут еле уловимой сменой положения увеличить или уменьшить скорость, сменить траекторию движения.

Торможение на лыжах «плугом»

Тормозить «плугом» на лыжах достаточно популярно среди спортсменов разных категорий, кроме того, такая позиция тела может являться основой для нескольких элементов движения. Подобная стойка применяется при прямом спуске и позволяет перенести нагрузку на обе ноги. При этом положении пятки разведены в стороны, а носки лыж соприкасаются.

Положение тела при этом способе остановки также имеет значение. Наклон туловища уменьшается, а корпус отводится назад. Палки требуется прочно сжимать руками, а кисти вытянуть немного вперёд и сблизить перед корпусом.

Для перехода в стойку при свободном спуске необходимо немного согнуть ноги и резко выпрямить их по завершению изменения положения лыжи. Таким образом будет осуществляться наибольшее давление по плоскости и сопротивление движению. Как известно, чем больше сопротивление, тем быстрее снижается скорость. Пятки должны оказывать наибольшее давление. Расстояние между пятками лыж зависит от темпа спуска, расстояния торможения и общих характеристик снежного покрова.

Заниматься изучением лыжного спорта рекомендуется с профессиональным инструктором, его опыт поможет разобраться в тонкостях вида спорта, избежать «глупых» травм. При отсутствии учителя следует выбирать наиболее безопасные участки трассы, желательно предназначенные именно для обучения. Перед началом тренировки нужно тщательно проверить крепления инвентаря и одежду. Если нет возможности приобрести специальную форму для лыжного спорта, можно воспользоваться имеющиеся в гардеробе вещи. Они не должны стеснять движений, но быть достаточно тёплыми, чтобы избежать обморожения. Выполняя все рекомендации, можно избежать неприятных травмоопасных ситуаций.

ЛЫЖНАЯ ТЕХНИКА

Правильная техника ходьбы на лыжах под рюкзаком, спусков, поворотов, торможения, подъемов, преодоления естественных препятствий - важнейшее условие успешного проведения похода, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил, без травм и несчастных случаев. Неумелое владение лыжной техникой, наоборот, резко снижает темп движения, приводит к частым падениям.

Следствием этого могут стать ушибы и поломка лыж. Падение на склоне, кроме того, может послужить причиной схода лавины.

Различие в технической подготовленности участников нередко приводит к растягиванию группы, когда одни убегают далеко вперед, а другие отстают. При спусках менее подготовленные предпочитают преодолевать склон без лыж, что вызывает разрыв группы и затрудняет при необходимости своевременное оказание помощи отставшим, а движения разными путями и нахождение одних туристов над другими потенциально опасно при срывах верхних участников.

Поэтому особой заботой руководителя похода должно стать обучение членов группы наиболее важным приемам лыжной техники, тренировка в овладении ими при движении с тяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность, исключить возможность травм и сохранить инвентарь, начинать тренироваться надо на ровных пологих склонах и постепенно переходить на более крутые, сложной конфигурации.

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ

В туристском походе тяжелый рюкзак, необходимость тропления лыжни и пересеченная местность не позволяют широко использовать скоростные лыжные ходы. Все многообразие их туристская практика свела к рациональным попеременному двухшажному (скользящему) и попеременному четырехшажному («вперекидку») ходу. В отдельных случаях применяются и одновременные ходы.

За основу такой классификации взят характер движения рук: когда отталкивание производится поочередно каждой рукой - ход попеременный, а когда обеими руками сразу - одновременный.

Попеременный (скользящий) ход - основной способ передвижения туристов по ровной и слегка всхолмленной местности при любом снежном покрове. Он заключается в попеременном движении ног и рук (как при ходьбе широким шагом), завершаемым скольжением на лыжах, чему способствуют толчки руками. О хорошей степени владения этим способом свидетельствует скольжение на одной лыже на расстояние 2-3 м (правда, мастера лыжни добиваются наката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переносить тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчка несколько сгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), а запятник лыжи отрывается от снега.

Рис. 1. Попеременный двухшажный ход.

Цикл попеременного хода можно условно разбить на шесть позиций (рис. 1): а - правая нога и выдвинута вперед и на нее начинает переноситься тяжесть наклоняемого по ходу движения тела (положение скольжения на обеих лыжах), правая рука выносится вперед; б - после окончания толчка правая нога из крайнего положения, несколько согнутая в колене (запятник лыжи приподнимается), начинает движение вперед, правая палка штырьком втыкается на уровне носка правого ботинка; в - маховая (правая) нога плавно опускается на снег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенно начинает переноситься на нее; г - это положение называется перекатом, т. е. скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Правая нога продолжает выдвижение вперед. Вес тела пока еще на левой ноге, которая готовится к толчку. Левая рука закончила толчок и с палкой выносится вперед; т, е - левая нога начинает толчок с одновременным завершением толчка правой палкой. Далее все движения повторяются в новом цикле с выдвижением вперед правой ноги и левой руки.

Естественно, степень владения лыжами не у всех одинаковая. Поэтому с некоторыми участниками похода, возможно, придется позаниматься. Начните с позы лыжника, приготовившегося к движению, с имитации толчков руками без палок. После этого отработайте толчки ногами (упражнение «самокат»). Изучение приема завершите попеременным отталкиванием ногами и взмахами руками. Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает, тяжесть тела переносится на выдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить к совершенствованию попеременного двухшажного хода с использованием палок.

Попеременный четырехшажный ход («вперекидку») отличается от скользящего тем, что вначале выполняются два шага без толчков палками. На третьем шаге подтягивается одноименная с ногой рука, толчок которой следует сразу после этого шага. Толчок другой руки завершает четвертый шаг. Характерная ошибка - откидывание палок в сторону и вихляние туловища.

На пологих склонах с плотным снежным покровом можно спускаться коньковым ходом (напоминает движение на коньках) или ускорять передвижение за счет одновременных толчков палками (бесшажный ход). При этом наклон туловища вперед во время завершения толчка палками не должен вызывать сползания рюкзака на шею.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ

Поломка лыж и различные травмы являются, как правило, следствием неумения преодолевать препятствия, встречаемые на лыжне.

Рис. 2. Преодоление канавы и бревна.

Корытообразные канавы несколько уже длины лыж преодолеваются так (рис. 2): одной лыжей следует осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком лыжи в противоположный скат, обе палки поставить в середине канавы и, опираясь на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву, поставить ее на противоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузки первую лыжу и продвинуть ее за канаву. Характерная ошибка - попытка поставить лыжу с упором носком и пяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.

Для преодоления отдельных поваленных деревьев, буеров и заструг на лыжне надо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий выпад вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи, перенести ее над препятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи за дерево.

Движение по торосистому льду на лыжах складывается из многократного преодоления больших и малых ям, канав и бугров в лабиринте хаотического нагромождения льдин. При спусках с торосов следует не допускать утыкания с ходу носками лыж в льдины. Лучшая маневренность и большая скорость движения достигаются при использовании несколько укороченных лыж и индивидуальных волокуш типа «торпеда», которые легко проходят по пути лыжника.

Одно из трудоемких препятствий зимнего маршрута - глубокий снег. Скорость группы в этих условиях зависит от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.

При движении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, т. е. когда руководителю нет необходимости постоянно контролировать направление, применяется способ тропления, условно названный «каруселью». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный руководителем промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления одним участником. Сменяться в этом случае могут одновременно двое шедших впереди.

В лесу, в метель и ночью руководитель, если он идет в конце группы, не видит передних участников и не может представить действительного направления их движения. Ему приходится кричать или передавать команды по цепочке, что нередко приводит к путанице. В таких случаях целесообразно разбить группы на подгруппы, например по 3 человека, которые по очереди тропят лыжню. Руководитель, идя за тропящими, видит их всех, и его команды без напряжения голоса достигают непосредственного направляющего. Участвующие в троплении самостоятельно сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая. Этот способ в туристской практике получил наименование «малая карусель».

В очень глубоком и сыром снегу тропление лыжни может возлагаться на 2-3 максимально разгруженных членов группы. Их имущество распределяется между другими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.

В отдельных случаях применяется «челнок»: часть группы, оставив свои рюкзаки, тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние, по указанию руководителя сходит с лыжни и возвращается за ними. На месте смены свои рюкзаки оставляет вторая группа и уходит вперед. Первая группа по готовой лыжне догоняет вторую и вновь начинает тропление. В метель, при плохой видимости и в условиях сложного рельефа применять этот способ не следует.

В троплении по решению руководителя и с согласия группы не участвуют те, кто чувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими. Они идут в середине группы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ

Успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники владеют приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.

Рис. 3. Условные обозначения и термины: 1 - спуск зигзагом; 2 - косой спуск; 3 - прямой спуск; 4 - внутренние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи; 5 - внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а - нагрузка на лыжи отсутствует; б - лыжа загружена незначительно; в-на лыжу приходится большая часть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и уверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способов поворотов, торможения и спусков.

ПОДЪЕМЫ

В зависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 4).

Рис. 4. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизны склона.

Ступающим, шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полуелочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая - несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок - одновременно с подъмом продвигаться несколько вперед.

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,- длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

Рис. 5. Поворот на 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую - отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Рис. 6. Подъем зигзагом.


СПУСКИ

Травмы получают в основном во время спусков - расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

Перед началом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.

Рис. 7. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис. 7): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15-20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку - одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед - прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках - сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

Рис. 8. Движение на сложных склонах.

Основное условие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, - сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 8). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона - плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

ТОРМОЖЕНИЕ

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 9. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 9).

Рис. 10. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 10).

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху, а другая - внизу (рис. 11). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка - падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 12).

Рис. 12. Остановка падением: а-приседание перед падением; б-положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 13. Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б - продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 13) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую - разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 14) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» - поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило - помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 14. Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 - палки схвачены рукой снизу; 2 - то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

Торможения применяются при необходимости сниже­ния скорости или для

полной остановки. К основным спо­собам торможений относятся: торможение изменением стойки спуска , «плугом», «полуплугом», упором, боковым соскальзыванием, торможение палками.

Торможение изменением стойки спуска. Этот способ применяется на выкате при спусках с гор за счет измене­ния стойки. Например, из низкой стойки лыжник перехо­дит в основную, а затем в высокую, изменяя угол сгибания ног в коленных суставах и выпрямляя туловище.

Торможение «плугом». Этот способ применяется при прямых спусках на пологих склонах. Торможение осу­ществляется равномерно двумя лыжами. Лыжник ставит их на внутренние ребра с разведенными в стороны пятками. Наружные ребра слегка приподняты. Колени сближаются, каблуки ботинок давят на лыжи. Чем больше лыжник на­клоняет колени внутрь, сближая и опуская их, тем круче ставятся на ребро лыжи и тем сильнее торможение.

То же самое происходит при разведении пяток лыж в стороны: чем шире «плуг», тем сильнее торможение Угол разведения лыж и их загрузка зависят от скорости лыжни­ка на спуске, требуемого торможения и характера снежно­го покрова.

Торможение «полуплугом» - разновидность торможе­ния «плугом». Оно применяется только на пологих спусках , на равнине или выкатах со спусков и при наличии
лыжни. Осуществляется оно следующим образом: одна лыжа остается в лыжне, другая выполняет те же движения, что при торможении «плугом».

Торможение упором . Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне а также для резкой остановки на равнине.


При торможении на равнине вес тела переносят на внутреннюю лыжу, а внешнюю резко отводят пяткой в сторону и кантуют.

Носок внешней лыжи выдвигают немного вперед, лыж­ника разворачивает, после разворота внутреннюю лыжу приставляют к внешней.

Торможение боковым соскальзыванием . Этот способ применяется на крутых склонах и при спуске наискось.

При спуске со склона слегка приседают, затем резко выпрямляются и боковым движением голеностопных сус­тавов выводят пятки лыж в сторону. Помогает этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. Величина тормо­зящего усилия зависит от кантования лыж. Для резкого торможения или даже для полной остановки на крутом склоне необходимо поставить лыжи поперек склона и кру­то на ребро.

Торможение палками. Этот способ применяется только при небольшой скорости движения. Лыжник резким уда­ром выставляет палки вперед, как бы отталкиваясь от них. Кисти рук находятся несколько дальше друг от друга, чем при выполнении лыжных ходов.

Торможение преднаме­ренным падением. Это способ экстренного торможения. Он приме­няется в исключительных случаях, когда на спуске неожиданно появляется препятствие, а расстояние до него слишком мало.

Способ безопасного падения заключается в следующем: перед падением необходимо при­сесть, а затем падать, как бы последовательно са­дясь в снег назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи сле­дует развернуть поперек склона. Руки раскинуть в стороны, кольца палок отбросить назад.


Торможение падением:

а - падение ; б - вставание

Подняться после паде­ния можно несколькими способами: 1) сесть, по­догнуть ноги, опереться на палки и, держа лыжи на ребрах поперек склона, встать; 2) одной рукой взяться за рукоят­ки палок, другой - за палки у колец (лапок), оттолкнуться и встать; 3) лыжи расположить параллельно , оттолкнуться руками от склона и встать.

Если при падении лыжи оказались перекрещены, необ­ходимо перевернуться на спину, поднять ноги вверх и при­вести лыжи в нормальное положение. Затем перевернуться на бок, расположить лыжи поперек склона и встать.

Торможение лыжами применяют для регулирования скорости спуска и остановок за счет постановки лыж на канты под углом к направлению движения. Сила торможения зависит от величины угла, степени закантовки лыж и давления на снег. В зависимости от направления и условий спуска тормозить можно плугом или боковым соскальзыванием на прямых спусках, а также полуплугом (упором) или боковым соскальзыванием на косых. Рекомендуя те или иные способы торможения, мы, однако, не ограничиваем лыжников в возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

Торможения, особенно на высоких скоростях, отнимают много сил. Поэтому они чаще всего кратковременны, и лыжник подбирает наиболее подходящее из них. Из всех приемов наиболее эффективны боковые соскальзывания на параллельных лыжах. Но они не всегда применимы. Поэтому рассмотрим разные способы торможения.

Торможение плугом . В плуге лыжи образуют угол с разведенными в стороны пятками. Биссектриса этого угла совпадает с направлением движения, что достигается на прямом спуске ровной загрузкой лыж. Плугом снег уплотняется, срезается и перемещается, повышая трение и вызывая торможение. Величина тормозящих сил определяется шириной плуга и степенью кантования лыж.

Чтобы облегчить постановку лыж в положение плуга, их разгружают с помощью подскока (рис. 35). Обычно постановка лыж на ребра соответствует углу плуга, но допустимы и варианты за счет боковых движений коленей и стоп. Поскольку удержание плуга требует большого напряжения мышц, рекомендуется по возможности стопу, голень и бедро сохранять в одной плоскости, перпендикулярной скользящей поверхности лыжи.

Рис. 35. Легкий подскок (разгрузка лыж) облегчает принятие плуга

Чтобы лучше удерживать положение плуга, туловище лыжника должно быть прямым, концы палок разведены в стороны. При сильном кантовании носки лыж стремятся разойтись, что уменьшает тормозящий эффект. При плоской постановке лыж, наоборот, носки сближаются легче, но торможение также уменьшается. Поэтому надо умело регулировать угол атаки (кантования), чтобы лыжи могли подминать под себя сдвигаемый снег и достигать в то же время максимального тормозящего эффекта.

Спускаясь в плуге, уменьшением давления и раскантовкой можно вернуть лыжам параллельное положение, но для более быстрого выхода из плуга целесообразно сделать подскок.

Освоение плуга полезно начинать с имитационных упражнений на ровном месте, разводя и сводя пятки лыж с каждым подскоком. При этом надо следить, чтобы ноги по возможности не занимали иксообразного положения, а сгибались и разгибались в коленях в направлении носков лыж.

Разучивая плуг в движении, следите за симметричностью следа и четкостью переходов из одного положения к другому (рис. 36). Заканчивая упражнение остановкой на склоне, следует энергично переносить вес тела на одну из лыж с боковым проскальзыванием пятки и разворотом ее поперек склона. Верхняя лыжа приставляется в параллельное положение.


Рис. 36. Неравномерность в загрузке и кантовании лыж в плуге приводит к соскальзыванию в сторону плосколежащей и менее загруженной лыжи

Торможение упором . В отличие от плуга на прямом спуске сопротивление движению в упоре оказывает только одна лыжа, поставленная под углом к направлению движения. Назовем ее упоровой лыжей: отодвигается ее пятка, она слегка выдвигается вперед и кантуется на внутреннее ребро. Другая лыжа, также слегка закантованная, неся большую часть веса лыжника, будет ведущей лыжей. С отодвиганием пятки упоровая лыжа получает дополнительную нагрузку и начинает срезать слой снега, стремясь в поворот, а ведущая лыжа в силу своей закантованности противодействует ей. Соотношение загрузки и кантования лыж зависит от необходимости создания того или иного тормозного усилия и состояния снега.

При упоре туловище находится в основном над ведущей лыжей и опорная нога согнута больше упоровой. Палки держат соответственно положению лыж (рис. 37).


Рис. 37. Торможение упором

Торможение упором в косом спуске отличается от торможения по линии ската и осуществляется обычно нижней лыжей. Здесь вес тела предварительно переносится на верхнюю по склону лыжу, чтобы создать противодействие нижней лыже, отводимой в упор. Для достижения желаемого эффекта торможения в определенных условиях ведущая лыжа может лежать плоско или даже быть закантованной на внутреннее ребро. Крутизна склона и направление спуска будут решающими факторами в этом случае.

На пологих склонах иногда бывает удобным тормозить и верхней лыжей. Поза лыжника и положение лыж при этом очень схожи с плугом на косом спуске.

В процессе совершенствования плуга и упора лыжник должен научиться, манипулируя своим весом и кантованием лыж, свободно переходить от одного способа торможения к другому, с учетом изменения условий спуска и минимальной утомляемости.

Имитация упоровых упражнений на месте помогает быстро их освоить. Сочетания с упругими сгибаниями-разгибаниями ног, упорами верхней и нижней лыжей подводят лыжника к следующему этапу - освоению поворотов на параллельных лыжах различными способами, в частности входом в поворот из плуга или упора.

Боковое соскальзывание . Торможение боковым соскальзыванием на параллельных лыжах применяется как в прямых спусках, так и в косых. Разучивать боковое соскальзывание лучше на относительно крутом склоне из положения траверса, достаточно опустить долинные ребра лыж, как начнется боковое движение вниз - его и называют боковым соскальзыванием в отличие от скольжения. В таких соскальзываниях отрабатывается чувство канта и загрузки лыж по их длине. В разделе взаимодействия лыж со снегом мы уже говорили о влиянии угла кантования и загрузки лыж на движение при боковом соскальзывании. Здесь будет уместно повторить: плосколежащая лыжа будет быстрее соскальзывать вниз загруженной частью, а закантованная - наоборот: загруженные носок или пятка будут сильнее тормозить, а разгруженные соскальзывать вниз. Только хорошо попрактиковавшись на месте, целесообразно переходить к отработке соскальзывания в движении.

Для того чтобы поставить лыжи поперек движения прямого спуска и заставить их, соскальзывая, тормозить, лыжник сгибанием-разгибанием ног облегчает их, придав вращение ногам и лыжам. Для более быстрого действия хорошему лыжнику достаточно одного сгибания - в миг облегчения его ноги вращают лыжи (или смещают пятки), а туловище компенсаторно поворачивается грудью от склона. Такой прием требует меньше места и времени, чем разгибание-сгибание (рис. 38).


Рис. 38. Переход из свободного спуска к торможению боковым соскальзыванием

С постановкой лыж поперек хода скольжение заменяется боковым соскальзыванием с торможением, что заставляет спортсмена занять соответствующее положение с боковым сгибанием; вначале загруженной оказывается больше верхняя лыжа, а затем нижняя. В момент остановки во избежание опрокидывания лыжник может опереться на нижнюю палку.

Для перехода к боковому соскальзыванию в косом спуске одновременно с более плоской постановкой лыж смещаются под склон их пятки, а туловище компенсаторно еще больше разворачивается грудью в долину. Чем больше смещение пяток и сильнее кантование, тем энергичнее торможение. Внимание лыжника сосредоточивается на загрузке лыж, чтобы не перейти от косого соскальзывания в поворот к склону или, наоборот, вниз под склон.

Стойка бокового соскальзывания очень близка к стойке косого спуска, она отличается лишь меньшей закантовкой лыж, которая резко возрастает в момент остановки.

Совершенство владения боковым соскальзыванием (рис. 39) демонстрирует на снимке один из корифеев горнолыжного спорта в недалеком прошлом Отмар Шнайдер (Австрия). Уменьшая кантование лыж в процессе поворота на параллельных лыжах, он регулирует кривизну дуги, чтобы в нужной точке и под нужным углом обойти древко.


Рис. 39. Раскантовка лыж в основной фазе поворота приводит к боковому соскальзыванию, как при спуске наискось

Спускаясь по бугристым склонам, изъезженным «туристами», мастер, применяя боковые соскальзывания вперемежку со скольжением, виртуозно преодолевает их. Совершенствование техники комбинирования поистине беспредельно. Так родилась одна из разновидностей фристайла - спуск по бугристому склону. Умение сочетать скольжение и боковое соскальзывание полезно всем спортсменам, а также судьям, участвующим в подготовке трасс.

Упражнения в косых и прямых соскальзываниях в сочетании со скольжением, боковые сбрасывания пяток с «врубанием» кантов и другие приемы требуют четкой работы коленных и голеностопных суставов. Вариантов здесь много. Горнолыжнику очень важно уметь дозировать поперечное смещение с продольным скольжением, научиться тонкому восприятию деформаций снега под лыжами. Так, если боковое соскальзывание происходит на сильно закантованных лыжах, то его целесообразно называть «жестким соскальзыванием», а если на лыжах, лежащих почти плоско, - «мягким соскальзыванием». В первом случае торможение будет ощутимым, во втором оно будет походить больше на заглаживание снега с меньшей потерей скорости.

Разучивая боковые соскальзывания, надо всегда помнить, что они являются вспомогательными приемами, облегчающими преодоление склонов в некоторых критических ситуациях, и делают более универсальным механизм поворотов на параллельных лыжах.

Хочу подчеркнуть, что на этом этапе освоения скольжения и соскальзываний особенно зримыми становятся способности и спортивная перспектива ученика. Умение скользить, чувство снега, дозированных нагрузок, равновесия - это элементы талантливости. Нельзя упускать возможности «нащупывать» легко усваиваемые учеником приемы, учитывать его личные качества: преобладание трусости над смелостью, пассивности над активностью, инертности над агрессивностью. Так подспудно закладывается фундамент дальнейшей специализации.

По тому, насколько смело лыжник переходит от скольжения к боковому соскальзыванию, энергично ставя лыжи поперек хода и наоборот, можно видеть, на что он способен. Однако это не значит, что надо сразу ставить крест на «слабых» - многие качества наживные, если развивать их, как говорится, с умом. Даже грани врожденной смелости расширяются - она растет по мере технического совершенствования.

Тренеру следует помнить и то, что сочетание элементов скольжения и соскальзывания будет постоянно встречаться при освоении поворотов на лыжах. К числу наиболее употребимых можно отнести переход от мягкого соскальзывания к резкой закантовке в предповоротах или при остановках в конце дуги. Освоение переходов от прямолинейных спусков к торможениям или поворотам приучит ощущать эффект действия инерционных сил, возникающих при этом: в торможениях - от снижения скорости, в поворотах - от центростремительного ускорения. Поэтому не следует засиживаться на упражнениях в торможении, а смело переходить к следующему этапу.

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения - "плугом" и "упором" ("полуплугом").

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение "плугом", "упором" применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения "плугом" на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это очень эффективный способ приостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Начать следует со стойки "плуг"

Каково же значение выражения "в плуге"? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение "плугом" даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники - максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение "плугом" на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём - это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы - вместе, задние - врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём "плуга" в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время - свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём - плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение "плугом" в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку "плуг", пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение "плугом": постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать - на первых порах это нормально.

"Плуг" помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение "плугом" помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку "плуг". Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод "плугом", являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника "упором"

Тот, кто освоил торможение "плугом", легко сможет пользоваться методом "упора". Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения "упором":

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворот голеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику "плугом", ни "упором"? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.