Правильная посадка. Разминка гитариста, правильная посадка и несколько упражнений Пользование программой “Метроном”

В этой статье мы разберем, как держать гитару и какая посадка при игре на гитаре правильная.

Посадка гитариста.

Существует несколько положений для игры на гитаре:

  1. нога на ногу (+ фламенко)
  2. обычная посадка
  3. классическая посадка

Начнем с того, что исполнителю должно быть комфортно сидеть и играть на гитаре. Распространенное и удобное положение – когда мы закидываем одну ногу на другую. Правильным будет закинуть правую на левую, что более распространено, гитара при этом располагается на правой ноге. Также можно закинуть левую на правую, корпус гитары здесь располагается на обеих ногах.

Посадка «нога на ногу» обеспечивает устойчивое положение для гитары и не дает болтаться из стороны в сторону. Другая вариация этой посадки, когда правая нога согнута, и лодыжка правой ноги ставится на колено. Данная посадка распространена в стиле исполнения фламенко.

Обычная посадка считается неустойчивой, так как гитара, расположенная на правой ноге имеет лишь две точки опоры: нога и правая рука. А при посадке «нога на ногу»: нога, правая рука и грудная клетка, что обеспечивает гитаре, как говорилось выше, более устойчивое положение. Для того чтобы обычная посадка стала устойчивой, следует добавить третью точку опоры – упор на грудь. Достигается это путем поднятия правой ноги, либо за счет подставки под ногу или низкого стула.

Классическая посадка.

В классической посадке гитара располагается на левой ноге, при этом под ногу ставится подставка. Голова грифа должна находиться на уровне глаз. Делается это во первых для того, чтобы открыть доступ ко всему грифу, во вторых для устойчивого положения гитары. Именно в этой посадке достигается три точки опоры: левая нога, правая рука, грудь.

Инструкция

Для начала подберите подходящий для игры стул. Он должен быть таким, чтобы при сидении на нем ваша бедренная располагалась параллельно полу. В случае если вы хотите использовать посадку, вам понадобится подставка для ноги. Обычно это конструкция высотой 5-10 см. и площадью поверхности, достаточной для того, чтобы разместить на ней ступню.

Сядьте на край стула, так, чтобы вам было удобно. При классической поставьте левую ногу на подставку. Ваше колено, таким образом, окажется приподнятым. Положите на левую ногу. Ваша правая нога должна быть при этом отодвинута в сторону на расстояние, достаточное для того, чтобы корпус гитары удобно и устойчиво расположился в ногах. Приблизьте корпус к телу. При этом дека гитары во время игры должна быть перпендикулярна или почти перпендикулярна плоскости пола. Найдите удобное для себя положение. Старайтесь держать спину ровно.

Если вы хотите использовать неклассическую посадку, тогда подставка вам не понадобится. Расположите гитару выемкой обечайки на правой ноге. Все прочие рекомендации аналогичны приведённым для классической посадки.

Расположите вашу правую руку на корпусе гитары так, чтобы ладонь расположилась над струнами в районе резонатора (примерно на половину заслоняя его). Локоть руки должен при этом оказаться примерно на стыке обечайки и верхней деки. Откорректируйте положение руки так, чтобы вам было удобно.

Пальцы правой руки должны стоять на струнах, при этом быть лишь слега изогнутыми в суставах.

Обхватите снизу левой ладонью гриф гитары. Правильным является такое положение левой кисти, когда ладонь касается грифа только подушечками «играющих» пальцев (или, при использовании приема баррэ, всей поверхностью пальца) и частью поверхности большого пальца.

Большой палец, располагаясь на задней стороне грифа, не должен опускаться слишком низко или подниматься высоко. Тем более не должен показываться над верхним краем грифа.

Видео по теме

Источники:

  • "Гитара. Уроки мастера для начинающих", Д.Агеев, 2009

Электрогитара – электронная разновидность струнно-щипкового музыкального инструмента. При большом количестве схожих черт (система нотации, количество и строй струн, базовые приемы игры) электрогитара имеет и отличия, в том числе в манере держать инструмент.

Инструкция

Гриф, как и у обычной , находится слева, выше корпуса. Он должен быть на такой высоте, чтобы согнутая в локте левая рука могла свободно перемещаться вдоль него, не испытывая напряжения. Пальцы, кроме большого, находятся на внешней (видимой зрителям) стороне грифа.

В отличие от классической постановки, где большой палец строго упирается в середину грифа сзади, на электрогитаре допускается обхватывать гриф полностью. Кончик большого пальца может быть виден из-за грифа и даже немного сгибаться в фаланге. Кроме того, допускается сильный изгиб запястья, особенно в некоторых приемах. Важную роль тут играет комфорт: если вы чувствуете боль, значит, что-то делаете неправильно.

Позиция правой руки тоже имеет существенные отличия. В отличие от классической , кисть может касаться струн, к примеру, при глушении ребром ладони. Ко всему прочему, чаще используется медиаторная, а не пальцевая техника. Положение руки зависит от конкретного приема игры. В том числе допустимы смещения руки вдоль корпуса для придания специфической окраски (в классике необходимо держать руку строго над резонансным отверстием).

Допускается держать электрогитару горизонтально (руками на нижней деке, как человека на спине), вертикально или в других нестандартных положениях. Однако такие позиции скорее допустимы как сценический эффект и возможны только при хорошем знании партии и способности исполнить ее «вслепую».

Видео по теме

Качество звука при игре на любом инструменте во многом зависит от постановки рук и умения принять правильную позу. Конечно, исполнители рок-музыки во время игры порой принимают самые невероятные положения, как, впрочем, и виртуозы фламенко. Но музыкант может выбрать оптимальное положение тела и рук, когда освоит технику. Начинать же лучше с позы, принятой у исполнителей классической гитарной музыки.

С чего начать

Перед тем как начинать учиться, нужно как следует познакомиться с инструментом. Попробуйте настроить гитару. Это с самого начала лучше делать самостоятельно, тем более что найти электронный тюнер сейчас не составляет никакого труда, как, впрочем, и схему настройки. Возможно, придется отладить высоту грифа, подточить порожки и т.д. Словом, гитара должна быть готова к занятиям, как и сам музыкант. Чтобы научиться правильно держать классическую гитару, вам понадобится еще невысокая скамеечка. Ее можно купить там же, где продают инструменты, или . На первых порах сгодятся и подручные средства – стопка книг или небольшой деревянный ящик. Высота подставки должна быть примерно 15-20 см. Некоторые гитаристы заказывают себе наклонные скамеечки, чтобы пятка и носок находились на разной высоте.

Поза гитариста

Сядьте на стул. Он должен быть достаточно прочным и устойчивым. Лучше выбрать стул с четырьмя ножками. Кресло не подходит, поскольку в нем трудно сидеть прямо. Наклонитесь немного вперед. Особенно следите за положением плеч. Они должны быть свободны, как, впрочем, и руки. Напряжение не только препятствует правильному звукоизвлечению, но может негативно сказаться на здоровье. Левую ногу поставьте на скамеечку. Нога должна стоять устойчиво. Поначалу такая поза может показаться не очень удобной, но очень скоро вы к ней привыкнете.

Положение гитары

Возьмите гитару. Положите ее вырезом на бедро левой ноги, стоящей на скамеечке. Гриф должен находиться в левой руке, если, конечно, вы не левша. Головка грифа должна находиться на уровне левого плеча. Гриф должен располагаться так, чтобы вы, повернув голову чуть-чуть влево, могли хорошо видеть даже первые лады. Правую ногу отведите немного в сторону. Расстояние определяется эмпирически. В любом случае гитара должна быть устойчивой. Мужчины и женщины, играющие на классической гитаре, сидят немного по-разному. Женщина обычно отводит правую ногу чуть-чуть назад и ставит ее на носок. Эта поза удобнее, если исполнительница в длинном платье и туфлях на высоком каблуке. Но современные гитаристки довольно часто выступают в брюках, так что мужская поза вполне уместна.

Положение рук

«Исходное положение» левой руки зависит от того, играете вы на шестиструнной гитаре или на семиструнной. При игре на шестиструнке гриф опирается на большой палец левой руки. Запястье согнуто, но свободно. Пальцы зажимают разные лады подушечками. У семиструнщиков гриф может лежать на ладони левой руки, поскольку довольно часто используется прием, когда большой палец зажимает сверху шестую или седьмую струну. Правая рука в точке между запястьем и локтем касается обечайки, а кисть находится над розеткой. Есть некоторые приемы, когда правая кисть ребром кладется на подставку, но этот вид техники вам предстоит освоить позже.

На этом струнном инструменте. Связано это с тем, что неправильная постановка руки в процессе игры со временем приведет к серьезным проблемам со здоровьем суставов.

Способы постановки левой руки при игре на гитаре

Существует два верных способа, как правильно держать гитару левой рукой. Каждым из них музыкант должен хорошо владеть.

Классическая постановка

Первый из них называется "классическим". Данный способ пришел из академической сферы. В этом варианте постановки в процессе игры задействуются только четыре пальца. Оставшийся большой опирается на гриф, располагаясь напротив указательного. Рука по форме будто удерживает яблоко. Вначале данный стиль будет казаться непривычным, однако вскоре это станет естественным положением для игры.

Чаще всего классический способ используют профессионалы, которым приходится играть сложные соло. Благодаря тому что большой палец опирается на гриф, создается хорошая поддержка для кисти, а это позволяет быстро и легко перемещаться по всей его длине.

Блюзовая постановка

Данный способ имеет наибольшее распространение именно среди новичков, которые не проходили специального обучения в музыкальных школах. Появилась блюзовая постановка на заре популярности рок-музыки. Впервые купившие гитару музыканты не знали, как именно следует её держать.

Данная хватка отличается тем, что пятый "большой" палец находится на верхней части грифа и может использоваться для приглушения крайней, шестой струны. Хватка удобна для открытых аккордов. Несмотря на "не академичность", широко используется среди гитаристов. Как правильно держать гитару, фото достаточно хорошо демонстрирует и показывает, чем отличается данная позиция от предыдущей.

Какой способ важнее

В связи с существованием двух способов, возникает естественный вопрос о том, какой из них выбрать. Однако, как упоминалось ранее, хорошему гитаристу следует использовать оба этих хвата. Объясняется это достаточно просто. В процессе игры может встречаться переход от обычных аккордов, которые удобно зажимать, используя блюзовый хват, к сложным частям, содержащим соло, которое требует уже классического стиля. Профессиональные музыканты умеют чередовать оба этих стиля в процессе игры, спокойно переходя между ними, в зависимости от ситуации.

Посадка во время игры

Разобравшись с тем, как удержать гриф, следует ответить на вопрос о том, как правильно держать гитару сидя. Здесь также существует несколько вариантов. Однако они достаточно просты.

В академической музыке используется классическая посадка, отличная тем, что инструмент располагается на левой ноге, которая слегка приподнята. В таком случае принято использовать специальную подставку для ноги, которая приподнимет её на 10-15 см. Однако если такой штуки не завалялось где-то в комнате, можно поначалу использовать простую книгу или невысокую коробку (главное - устойчивость).

Этот способ наиболее предпочтителен, поскольку ноги будут максимально расслаблены и не напряжены. Также гитара будет уравновешена исключительно за счет своего расположения на ноге и весу руки, ложащейся сверху на корпус. Даже если левая рука отпустит гриф, сам инструмент останется на месте. Вместе с этим посадка удобна для левой руки, потому что не происходит искривления запястья, и пальцы легко достают до верхней струны.

Вторым способом будет эстрадная посадка. В этом варианте гитара располагается на правой ноге. Этот стиль часто встречается у гитаристов, особенно на сцене. Он не требует дополнительных элементов, вроде подставки, и позволяет свободно перемещаться правой руке, что особенно важно при "эмоциональной" игре. Классическая посадка не даст даточной свободы правой руке для игры "боем". Однако инструмент не имеет достаточной устойчивости, и его придется постоянно придерживать, что может поначалу мешать гитаристу.

Как играть на гитаре левше

Хотя практически во всех обучающих уроках показываются именно правши, для людей, лучше владеющих левой рукой, гитара не является чем-то невозможным. В настоящее время большинство магазинов предлагает гитары для левшей. Однако, если в наличии имеется лишь стандартный инструмент, то его тоже можно приспособить. Некоторые для этого меняли струны (вместо первой шестую, и так далее), а после просто её переворачивали (форма гитары этому зачастую не мешает).

Ответ на вопрос о том, как правильно держать гитару левше, не сильно отличается от инструкций для правшей. Просто делайте то же самое, но другой рукой. Сначала к этому может быть трудно привыкнуть, однако со временем это станет обыденностью.

В указанных выше пунктах уделалялось внимание правильной посадке, однако не менее важно правильно играть даже стоя. Для такого выступления, естесвенно, необходим ремень, который будет удерживать инструмент. Однако нужно правильно отрегулировать его длину, чтобы было удобно играть на гитаре. Многие стараются опустить инструмент чуть-ли не до колен, чтобы выглядеть "круче", однако в таком положении может быть тяжело играть. Сначала седует закрепить инструмент на такой высоте, чтобы процесс не вызывал затруднения. Эта высота может различаться у разных людей, однако не следует жертвовать качеством игры в угоды "крутому" внешнему виду.

Обратите внимание на игру медиатором (если он используется). Тренируясь, можно заметить, что ударяя по струнам под разным углом, можно получить не одинаковое звучание. Так, если хочется добиться "яркого" и "жестокого" звука, медиатор должен использоваться под прямым углом. Для более спокойного звучания можно изменять угол наклона. Чтобы понять, какой именно вариант наиболее подходящий, требуется эксперементировать и внимательно слушать результат.

Немалое значение играет и правая рука. Во время исполнения песни она должна быть максимально расслаблена, но при этом медиатор выпадать не должен. Это необходимо для исполнения динамичных песен, требующх активного участия правой верхней конечности.

Разобраться с тем, как правильно держать гитару левой рукой, весьма просто. При этом на начальных этапах обучения следует уделать особое внимание данному аспекту, поскольку неправильная техника привидет к развитию заболеваний суставов и может полностью лишить возможности играть.

Всем привет сегодня вы научитесь основам звукоизвлечения, вы узнаете, как образуется звук и за счет чего это происходит. Я расскажу о том, как правильно сидеть, как правильно держать гитару, поговорим о постановке рук и перейдем к практике, выучим несколько основных переборов и ритмических рисунков.

Как сидеть?

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы сидя держать гитару, это правильно сесть, но что же такое правильно? Те или иные правила когда-то придумали определенные люди для других людей их эпохи. Поэтому много чего сейчас в Российской музыкальной образовательной системе устарело или не целесообразно применяется.

Итак, самое главное правило, это удобство и раскрепощенность . У вас ничего не должно быть пережато, держите гитару свободно, вы не должны быть в напряжении, чтобы вы могли спокойно двигаться и правильно играть.

Мы будем начинать, конечно же, с позиции сидя, это самая удобная позиция, положим гитару на правую ногу и тут есть нюанс, вы часто видели, что люди играющие сидя на гитаре кладут ногу на ногу, это, понятное дело, делается для того, чтобы держать гитару повыше, потому что так удобнее. Если вам так удобно, то можете также держать гитару.

В зависимости от того где вы будете сидеть, будет положение ваших ног. Выбирайте как вам удобно держать ! Когда мы правильно и удобно сели стоит переходить к постановке рук. Правую руку очень часто советуют округлять (особенно в муз. школах). Это правильно для классической гитары, для классической посадки и для классической музыки. Но это очень неудобно для остальных музыкальных направлений. Поэтому руку держим в средней позиции.

Постановка правой руки

Большой палец отвечает за 6.5.4 струны, указательный за 3. средний за 2. безымянный за 1. Запомните это как своеобразную молитву. 6.5.4 Струны дергаем большим пальцем, делая плавное движение вниз. 1.2.3 Струны дергаем предназначенными для каждой струны своим пальцем вверх. Посидите хотя бы минут 5 и подергайте все струны, привыкайте к тому, что все должно быть на своем месте. Найдите ту середину, когда струна звучит не совсем тихо и не совсем громко. Так, с техникой разобрались, давайте теперь поймем, как образуется определенный звук.

Вы, наверное, заметили, что все струны отличаются по толщине и издают разные ноты. Можете натянуть резинку и попробовать её дернуть, она тоже издаст звук, только тихий . Во-первых, потому что натяжение недостаточно, во-вторых, потому, что сам звук расходится сразу во все стороны.

Так вот в гитаре натяжение довольно большое и есть деревянный корпус, где звук резонирует и выходит из резонаторного отверстия. Именно поэтому для акустической гитары важно, из какого дерева её делали и как сушили. Надеюсь, с этим все понятно.

Постановка левой руки

Переходим к левой руке. Возьмите гитару, упритесь большим пальцем в середину грифа сзади. Он будет давать сопротивление остальным пальцам. Остальная кисть должна быть свободна, нигде не должно быть зажатости. Теперь нам нужно зажать первую струну на 7 ладу. Итак, научимся вычислять, где какой лад находится.

Считаем от пера грифа по порядку, находим 7 лад и прижимаем указательным пальцем струну. Прижимаем подушечкой пальца, рядом с самим ладовым порожком, так будет легче и удобнее .

Пока оставим в покое левую руку . Итак, правой сыграем простой перебор, играем 6 большим пальцем, потом 3 указательным, далее 2 средним, 1 безымянным, потом снова 2 средним и 3 указательным, играйте это в очень медленном темпе и аккуратно, лучше медленнее, но верно, чем быстро и с ошибками. Когда это станет у вас хорошо получаться, подключим левую руку, зажмем нашу первую струну на 7 ладу, а правой рукой сыграем то же самое.

Потренируйтесь теперь играть так. Когда немного привыкните, перейдем дальше. Сдвинем наш указательный палец на 5 лад. Потом на 3 и потом на 2. Теперь давайте соединим все вместе. Обязательно посидите и поиграйте это в медленном темпе, это и есть репетиция, это и есть ваши первые упражнения. Самое сложное в первые 3–4 недели, далее продвигаться станет полегче. Итак, когда у вас, получится так играть, сменим рисунок правой руки.

То есть перебор, мы будем играть другой. А левой рукой делать все то же самое. Итак, играем 6. 3–2–3 1 3–2–3, этот перебор называют восьмерка (потому что тут восемь нот) Поиграйте, в медленном темпе не прижимая ничего левой рукой, а когда начнет получаться, подключайте левую руку . И выучим еще один перебор 6 1–2–3 1–2–3 1.

Бой

Далее, перейдем к ритмическому рисунку (в простонародье бой) . В бою есть два основных аспекта, это удар вниз и удар вверх, они чередуются и создают тот самый ритмический рисунок. Но для того чтобы их чередовать нужно научится правильно бить вниз и вверх по отдельности. Сложите пальцы в ОК и немного подвиньте большой палец, чтобы он давал сопротивление указательному. Бейте по струнам вниз указательным пальцем именно ногтем, так звук будет более четкий.

Следите за тем, чтобы удар был не слишком сильный и не слишком слабый. Удар вверх делается двумя способами либо подушечкой указательного пальца, Либо оставляем наши пальцы в таком же положении, как и при ударе вниз и делаем удар вверх ногтем большого пальца (кстати, посоветую отрастить небольшие ногти на правой руке, так будет удобнее).

Когда у вас хорошо получится делать как удар вниз, так и удар вверх, выучим наш первый ритмический рисунок .
Приглушите струны левой рукой, просто положив на них кисть, но не прижимая к самим ладам и играем вот так: Вниз-вниз вверх-вниз вниз. Обязательно тренируйтесь в медленном темпе, это не соревнование, это тренировка и наработка техники.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Акустическая гитара является силовым музыкальным инструментом, то есть при игре музыканту необходимо прилагать определенные усилия. Например, для зажима струн на грифе. Поэтому, начинать изучение игры необходимо с правильной посадки.

Недооценивать позу для игры нельзя ни в коем случае. Она помогает:

  • перераспределить энергию тела;
  • снизить нагрузку на руки;
  • снять напряжение со спины;
  • упростить исполнение сложных приемов;
  • выработать правильное дыхание.

Все это приводит к тому, что процесс игры на гитаре становится не только простым, но и приятным. Конечно, для начала вам будет очень дискомфортно и непривычно. Если у вас уже есть гитара, то вы наверняка пробовали играть на ней сидя в произвольной позе так, как вы привыкли сидеть повседневно. Однако это неправильно, и далее мы рассмотрим самые распространенные ошибки новичков.

Чего следует избегать?

Гитара – это, пожалуй, один из наиболее свободолюбивых музыкальных инструментов, предоставляющий огромные возможности для самовыражения. Истории мировой эстрады известно немало случаев, когда тот или иной музыкальный жанр диктовал свои собственные правила. Так, хиппи играют сидя на земле, сложив ноги по-арабски, а рок-звезды – стоя, держа электрогитару на уровне бедер. Вспомните хотя бы знаменитого Владимира Высоцкого, который также играл стоя, но держал гитару повыше, у талии.

Иными словами, каждый гитарист играет так, как ему удобно. Поза позволяет не только упростить технику игры, но и передать характер исполнителя, и при этом все профессиональные музыканты, без исключения, сначала овладели основными приемами и методами, и только потом разработали что-то свое.

Вам как новичку потребуется проявить небольшое усилие над собой и, так сказать, «выйти из зоны комфорта». Забудьте на время про мягкие диваны и кресла, и смиритесь с мыслью о том, что в ближайшие несколько месяцев ваши репетиции будут проходить на табурете или же на стуле без спинки. Когда вы овладеете собственной техникой, вы сможете играть так, как вашей душе угодно (сидя, стоя, лежа), но сейчас очень важно освоить азы.

Две основные позиции

Итак, на ваш выбор предлагается две посадки, которые являются основой основ:

  • классическая;
  • современная.

В обоих случаях вам потребуется специальная подставка под ногу, которую вы можете приобрести в магазине музыкальных инструментов. Если же у вас нет ничего подобного, то можно воспользоваться подручными средствами: подойдёт коробка из под обуви, несколько толстых томов, небольшой деревянный ящик – что угодно.

При классической позе исполнитель кладет «талию» гитары на левую ногу, которая стоит на подставке. В этом случае гриф поднят под углом примерно в 45°. Левая рука, согнутая в локте, располагается примерно на уровне плеча. Правая кладется на обечайку, а кисть находится возле голосника.


Современная же поза более свободная и удобная. В этом случае музыкант кладет гитару на правую ногу. Здесь также можно воспользоваться подставкой, которая поможет приподнять гитару и снизить нагрузку на руки, но это по вашему собственному усмотрению. Если вы чувствуете, что быстро утомляетесь, то попробуйте отрегулировать высоту под себя (добавьте/уберите пару книг). При этой позиции гриф гитары не так сильно смотрит вверх, а его положение приближено к горизонтальному. Левая рука музыканта отводится сильнее в сторону и двигается свободно (максимальный доступ к ладам). Не оттопыривайте локоть, но и не прижимайте его к талии.

Какую бы позицию вы ни выбрали, старайтесь следить за несколькими основными аспектами:

  • держите осанку. Сутулясь, вы зажимайте диафрагму, что сильно усложнит пение под гитару;
  • дышите ровно. Не затаивайте дыхание. Недостаток кислорода приведет е зевоте и затруднительному дыханию;
  • расслабьтесь. Чем сильнее вы напрягаете мышцы всего тела, тем быстрее вы устанете при игре. Старайтесь расслабить плечи, ноги, руки и спину. Игра на гитаре должна доставлять удовольствие, а не испытание на выносливость;
  • давайте себе отдых. Небольшая разминка раз в полчаса зарядит вас необходимой энергией, позволит расслабиться и снять напряжение. Разомните мышцы шеи, покрутите плечами, поприседайте, отожмитесь.