Определение основных понятий: физическая культура, спорт, тренировка и тренированность, подготовка и подготовленность. Улучшение физической формы в домашних условиях: программа тренировок Никогда не поздно

ОТВЕТЫ НА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

предмета "Основы теории и методики спортивной тренировки"

для учащихся Республиканского государственного училища олимпийского резерва.

Цель и задачи спортивной тренировки.

Цель - достижение максимального для данного спортсмена спортивного результата с помощью целенаправленного педагогического процесса. Задачи делятся на 2 группы: общие и специальные. Общие задачи: 1 . Оздоровительная - с помощью средств ФВ и спортивной тренировки повысить иммунитет организма к неблагоприятным воздействиям внешних условий (закаливание, укрепление здоровья, улучшение работы функциональных систем). 2 . Образовательная - овладение знаниями правильного использования средств и методов тренировки в самостоятельных занятиях и умение обучать этому других людей. 3 . Воспитательная - создание условий для формирования жизненно важных умений и навыков: умения - бегать, прыгать, плавать, лазить; навыки - трудового воспитания, военного дела, самостраховки, самообслуживания, использования подручных средств для спасения человека; патриотизма, коллективизма. Специальные задачи: 1. Обучающая - обучение и совершенствование техники избранного вида спорта. 2. Развивающая - развитие основных физических качеств спортсмена. 3. Задачи совершенствования отдельных сторон подготовки спортсмена - теоретической, тактической, психологической, технической, интегральной.

Определение основных понятий: физическая культура, спорт, тренировка и тренированность, подготовка и подготовленность.

Физическая культура – это часть культуры общества, направленная на физическое развитие и совершенствование людей в соответствии с запросами общества (подготовка к труду, военному делу и пр.). Спорт – часть физ. культуры общества, исторически сложившаяся в виде соревнований, основанная на применении физ. упражнений и направленная на демонстрацию наивысших возможностей человека в данной сфере деятельности. Понятия "спортивная тренировка" и "подготовка спортсмена" во многом совпадают, но они не тождественны. "Подготовка" шире как по объему, так и по содержанию. Спортивная тренировка - основная форма подготовки спортсмена с помощью методов упражнения, представляющая педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). Тренировка - это педагогический процесс воздействия физических упражнений на организм спортсмена, направленный преимущественно на развитие физических качеств и функциональных возможностей, с целью его успешного участия в спортивных соревнованиях. Тренированность - это состояние, достигнутое в результате тренировки. Уровень тренированности контролируется с помощью упражнений, оценивающих развитие отдельных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации движений. Подготовка - более широкое понятие, чем тренировка, – это педагогически организованный процесс, включающий в себя тренировку, а также развитие теоретической, технической, тактической, психологической и интегральной сторон для успешного участия спортсмена в соревнованиях. Кроме специфических средств (физ. упражнений) в подготовке применяются средства словесного и наглядного воздействия, психологические тренинги, средства восстановления (массаж, мед. процедуры, питание) и др. Подготовленность - это состояние, достигнутое в результате подготовки. Уровень подготовленности оценивается по результатам соревнований.

6875 0

Программы аэробики значительно влияют на сердечно-сосудистую систему, а следовательно, и на здоровье. В результате занятой аэробикой происходят положительные сдвиги в состоянии здоровья.

К. Купер разработал систему очков для сравнения энергетической «стоимости», например, ходьбы, бега и других видов аэробной физической активности, исходя из математических взаимоотношений между потреблением кислорода при различных видах нагрузки заданной интенсивности и продолжительности. Например, он вычислил, что бег на милю (миля сухопутная = 1609,34 м) за 8 мин требует расхода кислорода, эквивалентного 5 очкам по предложенной шкале.
Программа оздоровительных упражнений складывается из основных 4 этапов.

Первый этап — перед тем как начинать занятия, необходимо пройти медицинское обследование с целью определения рационального двигательного режима, адекватного возрастным анатомо-физиологическим и клиническим особенностям данного контингента.

Второй этап — врач рекомендует занимающимся определить свой оптимальный пульс. Целесообразно научиться считать пульс на запястье или в области сердца, а не на сонной артерии (на шее), так как слишком большое давление на шею может снизить пульс на 3—4 удара в минуту. Дня определения оптимального пульса необходимо от 205 вычесть половину возраста (у женщин — 220 минус возраст). Например, в 50 лет максимальная расчетная ЧСС у мужчин составит: 205 — 25 = 180, у женщин: 220 - 50 = 170. Оптимальный пульс равен 80% от этих цифр (например, от 180 это 144 в минуту). Если удастся удерживать пульс на этом уровне в течение как минимум 20 мин 4 раза в неделю, это означает хороший аэробный эффект. Того же эффекта можно добиться, если поддерживать пульс 130 в минуту в течение 30 мин или 150 — в течение 10 мин 4 раза в неделю (табл. 4.6).

Таблица 4.6. Допустимый максимум ЧСС в зависимости от возраста и степени подготовленности (по К. Куперу)


Третий этап — выбор наиболее подходящего вида аэробной нагрузки. Среди основных видов физических упражнений с оптимальным оздоровительным потенциалом выделяют 5 (в нисходящем по степени значимости порядке).

Лыжные прогулки. Физиологическая нагрузка на организм во время ходьбы на лыжах существенно зависит от степени владения техникой и скорости передвижения на лыжах. Ритмичное скольжение, рельеф местности и климатические условия позволяют задействовать большое количество мышечных групп — все это дает "значительный аэробный эффект.

Плавание, которое вовлекает в работу все основные мышцы, улучшает работу органов дыхания и сердечно-сосудистую систему.

Бег — используется в целях более интенсивного воздействия на функции кровообращения и дыхания, на обмен веществ и для повышения общей выносливости.

Езда на велосипеде — скорость меньше 15 км/ч имеет очень низкую аэробную «стоимость», скорость 30 км/ч — уже соревновательная. Средняя оптимальная скорость, обеспечивающая хороший тренировочный эффект, — около 25 км/ч.

Ходьба должна быть непременной составной частью каждого занятия. Ее следует использовать и в самостоятельных ежедневных занятиях с умеренной физической нагрузкой. Недостаток ходьбы заключается в том, что она требует в 3 раза больше времени для получения такого же аэробного эффекта, какой дает бег.

Кроме этих основных видов упражнений аэробики существует много других, которые применяют, чтобы добиться желаемого оздоровительного эффекта (например, катание на роликовых коньках, ритмическая гимнастика и др.).

Четвертый этап — построение занятий по программе аэробики. При занятиях аэробными упражнениями выделяют 3 основные фазы: разминку, аэробную фазу, восстановительный период.

При занятиях аэробными упражнениями можно использовать систему очков: за неделю мужчине следует набирать 35 очков, женщине — не меньше 27. Попытка разделить 30 очков на 2 тренировки в неделю может оказаться скорее опасной, чем полезной. Абсолютно противопоказана напряженная физическая тренировка для людей старше 40 лет, если она проводится лишь 1 раз в неделю. Занимаясь 3 раза в неделю, можно обеспечить рост аэробных возможностей, а при 4-разовых занятиях существенно улучшается состояние здоровья. Количество очков, зарабатываемое в неделю, показывает уровень физической подготовленности. В таблицах 4.7 и 4.8 представлены примерные программы ходьбы и бега для лиц 50 лет и старше.

Таблица 4.7. Программа ходьбы (50 лет и старше; по К. Куперу)



Таблица 4.8. Программа бега (50-59 лет; по К. Куперу)



Восстановительный период занимает минимум 5 мин; в течение этого времени следует продолжать двигаться, но в довольно низком темпе, чтобы постепенно снизить ЧСС.

При проведении врачебно-педагогических наблюдений или самоконтроля в процессе занятий бегом рекомендуется использовать тест с 12-минутной беговой нагрузкой (по К. Куперу). По величине пройденной дистанции определяется потребление кислорода и оценивается физическая подготовленность (табл. 4.9).

Таблица 4.9. 12-минутный тест ходьбы и бега (по К. Куперу)



Очень важно сочетание принципов общеоздоровительного и лечебного воздействия физических упражнений.

При заболеваниях нервной системы, проявляющихся на фоне возрастных ее изменений, основной задачей занятий должно быть восстановление нарушенной корковой нейродинамики, в частности активизация тормозных реакций. В этих целях широко используются задания на внимание, асимметричные упражнения, упражнения в равновесии, на расслабление (общее и локальное), подвижные игры и элементы спортивных игр (при соответствующей дозировке).

Отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы у людей среднего и пожилого возраста часто сочетаются с гипертонической болезнью 1 или II стадии, кардиосклерозом, атеросклерозом. Выбор физических упражнений и методика их проведения в этих случаях должны быть направлены в первую очередь на улучшение периферического кровообращения, мобилизацию вспомогательных факторов кровообращения. Все упражнения изотонического характера (например, упражнения в равновесии, с изменением положения головы и туловища) должны выполняться в медленном или среднем темпе, в исходном положении стоя и сидя.

Возрастные изменения функции органов дыхания наиболее часто сочетаются с эмфиземой легких и хронической пневмонией. Возрастная перестройка бронхов и легких, сопровождающаяся нарушениями функции внешнего дыхания, усугубляет заболевания дыхательной системы. Следует обращать внимание на адаптацию органов дыхания к мышечной нагрузке, широко используя такие упражнения циклического характера, в которых наиболее четко согласуются фазы вдоха и выдоха с ритмом самого дыхания. Необходимо активизировать выдох, диафрагмальное дыхание. Рекомендуется широко использовать в двигательном режиме ходьбу, прогулки.

Инволютивные изменения, происходящие в организме, часто сочетаются с патологическими нарушениями жирового обмена. В таких случаях необходимо сочетать систематическую физическую нагрузку с диетотерапией. Двигательный режим должен быть насыщен самыми разнообразными средствами физической культуры (плавание, физические упражнения аэробного характера, подвижные и спортивные игры, массаж и др.).

К числу наиболее часто сочетающихся инволютивных и патологических состояний относятся изменения ОДА. При изменениях в позвоночнике (например, остеохондроз, спондилоартроз), превышающих возрастные, широко используются специальные упражнения, способствующие укреплению мышечной системы, увеличению подвижности, коррекции дефектов осанки. При различных изменениях в суставах конечностей особое внимание уделяется упражнениям, улучшающим подвижность в них и укрепляющим мышцы, которые обеспечивают движения и их стабильность. В сложных случаях (тутоподвижность, связанная, например, с артрозом III степени) формируются необходимые компенсации.

Рекомендуемые формы и средства физической культуры (физические упражнения, активный двигательный режим, закаливание организма и др.) — истинные союзники здоровья. Эти средства помогут сохранить здоровье, восстановить и укрепить его, продлить жизнь, сделать ее полноценной. Однако лучший способ сохранить здоровье — это предупредить, не допустить развития заболеваний. Именно поэтому такое большое значение имеет профилактика.

Спортсмена специально подобранных физических упражнений с целью повышения спортивной работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Правильно подобранная методика и рациональный режим Т. способствуют укреплению здоровья, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию определенных физических и психических качеств, расширению функциональных возможностей организма.

Основными компонентами Т. являются физическая, техническая, тактическая, морально-волевая подготовка спортсмена, для чего применяют различные средства и методы. Их выбор и сочетание, а также , объем и интенсивность используемых физических нагрузок, возможность участия в соревнованиях зависят возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности тренирующегося, задач и условий каждого этапа подготовки. У правильно тренирующихся отмечаются хорошее самочувствие, высокая , желание тренироваться, хорошая нагрузок.

В ходе Т. постепенно развивается - состояние, отражающее уровень подготовленности спортсмена. характеризуется морфофункциональной перестройкой организма, совершенствованием механизмов регуляции, расширением функциональных возможностей, оптимизацией реакции на физические нагрузки, ускорением процессов восстановления. Нарастание тренированности выявляют в процессе специальных наблюдений тренеров, а также при комплексном медицинском обследовании (см. Врачебный контроль); в условиях мышечного покоя, при физических нагрузках, течении восстановительного периода.

При несоответствии условий и режима Т., а также применяемых нагрузок возрасту и состоянию здоровья тренирующихся, при участии в Т. и соревнованиях спортсменов во время болезни или после нарушения режима могут возникнуть , перетренированность, перенапряжение. При этом ухудшается самочувствие, снижается к нагрузкам, общая и спортивная работоспособность, иногда развиваются различные, предпатологические и патологические состояния

Перетренированность (дезадаптация) - нарушение достигнутого в процессе Т. оптимального уровня регуляции деятельности всех систем организма проявляется прежде всего изменениями функционального состояния ц.н.с. Перетренированность может протекать по типу невроза. Могут отмечаться расстройства ритма сердца, нарушения трофики миокарда и функции печени, колебания величин . При более выраженной перетренированности наблюдаются изменения со стороны других органов и систем, нарушается адаптация к нагрузкам: развиваются атипичные реакции, увеличивается расход энергии, замедляется восстановление после нагрузок. Перетренированность у спортсменов наступает преимущественно под влиянием перенесенных заболеваний, психоэмоциональных стрессов, недостаточного восстановления после нагрузок, слишком частых соревнований. В этих случаях необходимо временно прекратить Т. или изменить ее характер (уменьшить объем и интенсивность нагрузок, увеличить интервалы отдыха, число неспецифических упражнений), исключив участие спортсмена в соревнованиях.

Лечение должно быть направлено в первую очередь на повышение общей устойчивости и сопротивляемости организма путем нормализации общего режима, полноценного сбалансированного питания, применения различных физических факторов и некоторых лекарственных средств. При дисфункции какой-либо системы или органа проводят соответствующее корригирующее . Для нормализации психоэмоционального состояния применяют психотерапию, в частности аутогенную тренировку.

Перенапряжение появляется при резком несоответствии физической нагрузки состоянию здоровья и функциональным возможностям организма. Различают острое и хроническое перенапряжение.

Острое перенапряжение возникает под влиянием однократной нагрузки, превышающей возможности организма, и наблюдается преимущественно у малотренированных лиц (у подготовленных спортсменов оно может развиться в результате проведения Т. и участия в соревнованиях во время болезни, в крайне неблагоприятных погодных условиях, а также на фоне нарушений режима). Проявляется внезапным резким ухудшением самочувствия во время или сразу после нагрузки (слабость, тахикардия, бледность кожного покрова, понижение уровня АД, увеличение размеров печени, часто кратковременная потеря сознания). В тяжелых случаях возможны , острая , нарушение мозгового кровообращения. При возникновении симптомов острого перенапряжения следует оказать неотложную помощь (обеспечить пострадавшему полный , холод на голову, препараты, стимулирующие сердечную деятельность и , и т.д.), при необходимости направить на лечение. Возможность дальнейшей Т. и сроки ее возобновления определяет в зависимости от состояния здоровья спортсмена.

Хроническое перенапряжение может развиться у лиц разного возраста и уровня подготовленности, но чаще наблюдается у юных спортсменов, тренирующихся с особенно большими нагрузками. Развитию хронического перенапряжения способствуют очаги хронической инфекции в организме нарушения режима, перенесенные заболевания. В отличие от перетренированности хроническое перенапряжение проявляется изменениями со стороны отдельных органов и систем, в то время как самочувствие и работоспособность довольно долго сохраняются на прежнем уровне. Примером хронического перенапряжения может служить так называемое перенапряжение сердца, в основе которого лежит миокарда вследствие нарушения энергетического и минерального обмена, соотношения нейрогормонов и др. Лечение хронического перенапряжения зависит от локализации и характера нарушений. Вопрос о допуске к Т. и ее режиму решается строго индивидуально.

Профилактика состояний, связанных с различными нарушениями тренированности, заключается в правильном отборе спортсменов (с целью исключить допуск к Т. и соревнованиям лиц с отклонениями в состоянии здоровья), рациональном режиме и методике тренировки, полноценном восстановлении после больших тренировочных и соревновательных нагрузок, применении средств повышения неспецифической устойчивости организма, систематических врачебно-педагогических наблюдениях.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тренировка" в других словарях:

    Воспитание, обучение, тренинг, тренаж; занятие, подготовка, упражнение, треннинг, надрочка, накачка Словарь русских синонимов. тренировка см. упражнение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    ТРЕНИРОВКА, тренировки, жен. 1. только ед. Действие по гл. тренировать и тренироваться. Бокс требует длительной тренировки. Бег для тренировки. Физическая тренировка молодежи. Тренировка памяти. 2. Отдельное занятие, во время которого кого нибудь … Толковый словарь Ушакова

    ТРЕНИРОВКА, ТРЕНИРОВАНИЕ (фр. trainer, от лат. trahere тянуть, влечь), подготовление людей или лошадей для какого либо спорта, путем соответствующих упражнений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    ТРЕНИРОВКА - ТРЕНИРОВКА, планомерное воздействие на б. или м. длительный процесс приспособления организма к повышенным требованиям на определенную работу. В основе Т. лежат систематические упражнения работающих органов движения, в результате которых… … Большая медицинская энциклопедия

    1) систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого либо навыка, умения2)] Планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнов …

    В технике накопление в материале при многократном циклическом деформировании таких изменений структуры и свойств, которые повышают усталостную прочность (иногда на 20 30%) … Большой Энциклопедический словарь

    ТРЕНИРОВКА, и, жен. 1. см. тренировать. 2. Занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. Ходить на тренировки. | прил. тренировочный, ая, ое. Т. костюм. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Многократное повторение обучаемыми приемов и действий с целью приобретения закрепления и совершенствования навыков воинов, метод обучения, который называется также упражнением. На тренировках обучаемые выполняют приемы и действия в объеме… … Морской словарь

    ТРЕНИРОВКА - ТРЕНИРОВКА. Общедидактический метод обучения, предусматривающий использование тренировочных упражнений; способствует формированию речевых навыков двух типов: a) оформления (их наличие обеспечивает правильность произнесения звуков, интонирование… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТРЕНИРОВКА - см. Двигательный навык, Кривая упражнения, Плато, Тренажер … Большая психологическая энциклопедия

    тренировка - [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN Тематики спорт (общая терминология) EN training … Справочник технического переводчика

Книги

  • Тренировка скаковой лошади. Выпуск 23 , Дей В. , В настоящей книге изложен тридцатилетний опыт автора по подготовке скаковых лошадей, приобретенный им при управлении большой скаковой конюшней. Вильям Дей приводит собственные наблюдения о… Серия:

Рано или поздно каждый человек задумывается о том, что пора заняться своей фигурой. Первая мысль, которая появляется у людей, - посещение тренажерного зала. Ведь на просторах интернета бытует миф о том, что улучшить свою физическую форму в домашних условиях практически невозможно. Сегодня мы вам докажем, что это не так. Ведь дома можно работать как на рельеф, так и на массу. Поехали!

Что вам понадобится

Чтобы развенчать миф о том, что дома не получится преобразить своё тело, более глубоко проанализируем принципы построения тренировочного процесса. Начнём с того, что для максимально эффективной проработки тела необходимо выполнять упражнения, в которых задействовано несколько суставов. В домашних условиях нам доступны как минимум 5 таких упражнений.

Для роста мышц необходимо выполнять не более 12 повторений за подход. Очень важно понимать, что двенадцатое повторение должно даваться вам с большим трудом, а тринадцатое у вас не должно получиться. Поэтому напрашивается вывод , что дополнительный вес нам необходим.

В качестве дополнительного веса вы можете взять что угодно:

  1. Бутылки с песком и водой.
  2. Книги.
  3. Кирпичи.

Также можно попросить вашего младшего брата или сестрёнку сесть вам на плечи, когда вы будете приседать или отжиматься.

Самое разумное решение - приобрести гантели или гири. Покупать их лучше по объявлению, чем в спортивном магазине, так вы сэкономите несколько тысяч рублей. Более того, брать в качестве дополнительного веса диски от гантелей или гирю гораздо удобнее, чем рюкзак с книгами. А также вам будет доступно гораздо больше упражнений .

Помимо гирь и гантелей, вам нужны брусья и турник. Их можно найти в любом дворе. Правда, здесь есть 2 недостатка:

  1. Чтобы позаниматься, вам придётся выходить из дома.
  2. В зимнее время года у вас не получится тренироваться.

Поэтому лучше приобрести настенный турник с брусьями. Его стоимость не превышает 2000 рублей. Таким образом, сумма ваших затрат составит примерно 5000-6000 рублей. Столько же стоит трёхмесячный абонемент в тренажерные залы крупных городов. За 3 месяца занятий ваши затраты окупятся, а результат будет ничуть не хуже, чем при тренинге в зале.

Какие упражнения следует делать

Все упражнения, которые вы будете выполнять, можно условно разделить на 2 больших группы:

  1. Многосуставные.
  2. Изолирующие.

Многосуставные упражнения

  • Различные варианты подтягиваний.
  • Различные варианты отжиманий от пола .
  • Приседания.

Так как вы приобрели гантели , вам будут доступны следующие упражнения:

  1. Приседания и выпады с гантелями .
  2. Жим гантелей вверх, в положении стоя.
  3. Тяга гантелей к поясу в наклоне.
  4. Тяга гантелей к подбородку.

Эти упражнения также являются многосуставными, их необходимо включать в свою тренировочную программу.

Изолирующие упражнения

В изолирующих упражнениях участвует только один сустав. Они нужны нам для проработки мелких мышечных групп, таких, как бицепс, трицепс, дельты, предплечья. А также — для более детальной проработки крупных мышечных групп. К таким упражнениям относятся:

  • Различные варианты сгибаний и разгибаний рук.
  • Подъёмы рук с гантелями в разные стороны.
  • Сгибания и разгибание кистей с гантелями.
  • Разведение рук с гантелями, лёжа на стульях.

Кстати, нельзя не сказать об упражнениях для проработки мышечного корсета:

  • Скручивания и подъёмы ног для пресса.
  • Разгибания спины для поясничных мышц.

Ключевой момент - правильный подбор веса. Он должен быть таким, чтобы вы могли выполнить за подход не более 12 повторений. Именно такие тяжёлые нагрузки максимально стимулируют мышечный рост.

Упражнения на пресс и поясницу необходимо выполнять до жжения. Это является главным признаком того, что вы все делаете правильно.

Оптимальный перерыв между подходами - 2 минуты. Однако, если за это время ваше дыхание не успевает полностью восстановиться, подождите ещё немного и переходите к следующему подходу.

Как правильно составить программу тренировок

Существует множество упражнений, которые нужно выполнять. Чтобы равномерно проработать все группы мышц вашего тела, мы будем составлять программу тренировок. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  • Уровень физической подготовки.
  • Вашу цель.

Мужчинам необходимо нагружать себя по полной, ведь мышцы так это любят. Женщинам нет необходимости выполнять подтягивания и отжимания на брусьях. Для преображения тела им вполне хватит упражнений для ног, ягодиц, пресса и поясницы. А ещё можно подтянуть свою грудь, выполняя отжимания от пола. Дополнительный вес девушкам на тренировках не нужен. Всё-таки они должны быть воплощением женственности, а не стероидным монстром.

Если ваш уровень физической подготовки близок к нулю, и вы только начинаете заниматься, то вам следует на время забыть о дополнительном весе. В течение 2-3 недель выполняйте приседания, отжимания и подтягивания дважды в неделю. Когда ваш организм привыкнет к постоянным нагрузкам, можете начинать тренироваться по программе, которую мы вам предложим.

Ваша цель - ключевой момент при составлении хорошей программы тренировок. Для набора массы выполняйте в подходе не более 12 повторений. Если чувствуете, что можете больше, повышайте вес. Для проработки мышечного рельефа можно выполнять те же самые упражнения, только вес должен быть меньше. Оптимальное число повторений - 15-20.

В программе тренировок мы будем указывать только число подходов для каждого упражнения. А число повторений вы будете выбирать в зависимости от вашей цели. В предложенной тренировочной программе будет 4 тренировки в неделю. Заниматься следует во вторник, среду, пятницу и субботу. Можно смещать тренировочный процесс на начало или конец недели, в зависимости от вашей занятости и графика работы.

Вторник - проработка груди

  1. Отжимания на брусьях.
  2. Отжимания от пола с широкой постановкой рук.
  3. Жим гантелей лёжа на стульях.
  4. Разведение рук с гантелями, в положении лёжа.

В каждом упражнении необходимо выполнить по 2 подхода.

Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и бое­вую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, свя­зывает физическую подготовку с конкретными задачами боевой учебы воинов. Дан­ная форма направлена на:

Повышение и поддержание физической подготовленности и профессиональ­ной работоспособности;

Совершенствование военно-специальных двигательных навыков и умений;

Сохранение необходимой двигательной активности военнослужащих в такие периоды военно-профессиональной деятельности, когда затруднительно проводить занятия в других формах их физического совершенствования.

Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают сле­дующие особенности:

Использование времени, отводимого на различные предметы боевой подго­товки и другие виды военно-профессиональной деятельности;

Тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности;

Отсутствие жесткой регламентации организационных и методических парамет­ров.

Основными видами физической тренировки в процессе учебно-боевой деятель­ности являются:

Физические упражнения в условиях дежурств;

Попутная физическая тренировка;

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами. Физические упражнения в условиях дежурств проводятся в целях:

Сохранения ранее достигнутого уровня физической тренированности, умствен­ной и физической работоспособности;

Восполнения дефицита двигательной активности;

Поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экст­ренным действиям.

Они применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предуп-

293

рождения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной ра­боты, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых фак­торов внешней среды и т.д.

Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соот­ветствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего ре­жима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомления лич­ного состава.

В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возмож­ность выполнения комплексов физических упражнений до, во время и после дежур­ства.

Физические упражнения перед заступлением на дежурство выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 минут в составе расчета, экипажа, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10-15 минут до заступления на дежурство.

В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые два часа продолжительностью 5-8 минут.

При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлече­ния к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в стати­ческом напряжении или подвергались сдавливанию. В ночное время применяются упражнения для отдельных групп мышц, выполняемых в более быстром чем обычно темпе и с большей интенсивностью.

После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 мин. Для более полного снятия психичес­кого и физического напряжения, повышения интенсивности обменных процессов, создания благоприятного общего состояния организма и быстрого восстановле­ния работоспособности комплекс физических упражнений может проводится в те­чение 10-15 минут в форме зарядки на местности.

Попутная Физическая тренировка направлена на повышение физической подго­товленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и по­левой выучки военнослужащих. Она обеспечивает:

Совершенствование способностей военнослужащих к быстрому передвижению на разнообразной местности в пеших строях и на лыжах в сочетании с преодолени­ем препятствий;

Развитие общей выносливости и других физических способностей;

Повышение военно-специальной подготовленности;

Совершенствование навыков использования техники и оружия в условиях зна­чительных физических нагрузок;

Подготовку военнослужащих к действиям в защитной одежде и в условиях ог­раниченной видимости, формирование навыков коллективных действий.

Попутная физическая тренировка проводится при передвижении подразделе­ний к местам занятий, в ходе занятий по боевой подготовке и возвращении с них. При передвижении подразделений к местам занятий по боевой подготовке (такти­ческим полям, полигонам, стрельбищам, паркам и т.д. (средствами тренировки могут быть;

Ускоренное передвижение на местности с оружием и снаряжением;

Преодоление естественных препятствий;

Отдельных специально созданных препятствий;

Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах

метание гранат, переноска тяжестей;

Преодоление водных преград;

Приемы рукопашного боя;

Передвижение на лыжах;

Посадка на машины и высадка с них и т.п.

На каждом маршруте передвижения подразделений к местам занятий разраба­тывается несколько вариантов тренировки, отличающихся содержанием упражне­ний, протяженностью маршрута, уровнем нагрузки и т.п.

В ходе практических занятий по различным предметам боевой подготовки фи­зическая тренировка осуществляется в следующих целях:

Закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профес­сиональных приемов и действий в сложных условиях;

Повышения общей физической нагрузки, когда необходимо научить личный со­став выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого фи­зического напряжения;

Повышения плотности занятия. Содержание тренировки определяется с учетом: темы занятия;

Уровня подготовленности личного состава;

Рельефа местности; наличия времени;

Материальной обеспеченности.

При возвращении подразделений с занятий по боевой подготовке в качестве ос­новного средства физической тренировки личного состава чаще всего использует­ся ускоренное передвижение в пешем порядке и на лыжах.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической трениро­ванности и поддержания постоянной готовности личного состава к действиям с максимальным напряжением.

Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в виде специальных комплексов, содержание которых обусловлены задачами предстоящей деятельности войск, специфическими особенностями транс­портных средств, временем передвижения, местом выполнения и другими услови­ями.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может прово­диться и в других условиях:

При пребывании личного состава в укрытиях (траншеях, убежищах и т.д.);

Во время перерывов между теоретическими занятиями;

В ходе установленных распорядком дня пауз активного отдыха.

Спортивно-массовая работа.

Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослу­жащих. Она характеризуется следующими особенностями:

Сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в выборе ви­дов спорта для спортивного совершенствования;

Перенесение военнослужащими в процессе занятий спортом максимальных фи­зических нагрузок и психических напряжений.

Спортивно-массовая работа включает:

Учебно-тренировочные занятия;

Спортивные и военно-спортивные соревнования;

295 Теория и методика физической культуры

смотры спортивно-массовой работы;

Спортивные праздники и другие мероприятия.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в сборных командах воинских час­тей и подразделений 3-4 раза в неделю продолжительностью до 2 часов. Содержа­ние учебно-тренировочных занятий сборных команд составляют виды спорта, вы­бор которых обусловлен принадлежностью воинской части тому или иному виду Во­оруженных сил или роду войск и ее боевым предназначением, спортивным кален­дарем, наличием соответствующих условий, интересами военнослужащих и другими обстоятельствами.

Основная тенденция развития массового спорта в армии и на флоте состоит во все большем приближении его к задачам боевой подготовки, в более широком ис­пользовании его для повышения боеспособности войск. Поэтому главное место в содержании учебно-тренировочных занятий с членами сборных команд занимают военно-прикладные виды спорта, регламентируемые Военно-спортивной класси­фикацией. Тренировки сборных команд части осуществляются круглогодично. Для непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям могут проводиться учебно-тренировочные сборы.

Учебно-тренировочные занятия в составе подразделений направлены на:

Совершенствование общей и специальной физической подготовленности во­еннослужащих;

Закрепление военно-прикладных двигательных навыков и техники выполнения физических упражнений, приобретенных в ходе учебных занятий по физической под­готовке;

Вовлечение личного состава в регулярные занятия спортом и непосредствен­ную подготовку к массовым соревнованиям.

Спортивные соревнования своему содержанию в большинстве случаев решают не только общие, но и специальные задачи физической подготовки. Поэтому наи­большее распространение в армии и на флоте получили военно-спортивные сорев­нования с использованием наиболее прикладных для военнослужащих соответству­ющего рода войск физических упражнений из программ физической подготовки, видов спорта, входящих в Военно-спортивную классификацию, а также военно-про­фессиональных приемов и действий.

Военнослужащие могут принимать активное участие в соревнованиях, проводи­мых местными физкультурными и спортивными организациями.

Таким образом, сложные задачи, стоящие перед физической подготовкой по фор­мированию и поддержанию физической готовности личного состава армии и флота к боевой деятельности, требуют комплексного использования всех форм физичес­кого совершенствования военнослужащих на основе их оптимального сочетания и взаимосвязи.

Лекция 23 Спорт в системе физической культуры