ФК "Зенит": уволенный диктор стадиона "Петровский" нарушал правила аккредитации на матчах. "Голос "Зенита" Анисимов: Митрофанов выдернул меня из-за стола во время матча Беседовал Борис Оськин

Диктор стадиона «Санкт-Петербург»: «Я такой же болельщик "Зенита", как все. Только с микрофоном»

Во время встречи Лиги Европы с «Вардаром» корреспондент наблюдал за работой диктора арены «Санкт-Петербург» Константина Анисимова.

Футбол вместо доктора Ватсона

В свое время на «Петровский» в день домашнего матча «Зенита» актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов приходил не позднее, чем за полтора часа до стартового свистка.

– На «Санкт-Петербург» бывает и за три приезжаю, – рассказывает Анисимов, когда «Вардар» и «Зенит» вышли погулять по газону. – А сегодня и вовсе еще в 11:00 тут был.

– Зачем так рано?

Действительно в этот момент я ловлю себя на мысли, что голос Анисимова звучит в двух местах одновременно: рядом со мной и из динамиков арены. Содержание при этом – разное.

– За то, что могу не бегать каждые пять минут к микрофону, надо нашим звукооператорам сказать спасибо, – продолжает Константин. – Правда, я все равно здесь. Мало ли что случится. Тогда в любой момент прочитаю эти объявления вживую. Их же огромное количество. Но сделано все грамотно. Хотя не уверен, что озвучивать рекламу – это мое. Выйди, послушай. Я в этом смысле в ужасе от себя. Мне кажется, только всех раздражаю.

– А как быть, если у вас вечером спектакль?

– С театром все улажено и договорено. «Зенит» прислал в дирекцию письмо с графиком домашних игр и просьбой по возможности в эти дни меня в спектаклях не задействовать. Вот прямо сейчас, например, идет «Шерлок Холмс», где играю доктора Ватсона. А я, как видишь, здесь. Замену, к слову, нашел себе сам. Договорился с человеком, согласовал с руководством. Оно, надо сказать, удивилось: мол, ты же только про субботы-воскресенья говорил. Пришлось объяснять про четверги в Лиге Европы. И потом, все равно молодым надо давать дорогу. В театре – не на футболе, – с улыбкой спешит уточнить актер, он же диктор.

Как выяснилось, к матчами Анисимов готовится не менее тщательно, чем к спектаклям.

– Тут много разных помещений – есть где речь разработать, прочитать заранее нужный текст. А бывает, просто отворачиваюсь от микрофона и произношу скороговорки. «Санкт-Петербург» – это ведь такая громадина, не хочется потом во время матча ошибаться. Тьфу-тьфу-тьфу, в последнее время оговорок не было, – продолжает Константин.

И тут же признается, что всякое случалось. Например, на последнем мачте «Зенит» – «Спартак», когда хозяева забили пятый мяч, он на радостях сказал, что счет 5:0, а не 5:1. Или авторство гола приписал Дриусси вместо Ригони. Но тут же исправился.

– Поверь, ошибся не специально – не всегда все четко видно на поле, – объясняет Анисимов.

«Помогите запустить волну»

В чем тут фокус, стало ясно чуть позже. Когда в дикторскую принесли стартовые протоколы, Анисимов сразу принялся проговаривать все фамилии, включая судей.

– Официальную часть я всегда начинаю здесь, за столиком. А потом… Скоро сам все увидишь, – обещает Константин.

Знакомое «Говорит арена «Санкт-Петербург» Анисимов произносит уже стоя. В таком же положении объявляет составы. Чуть выделяет «А-а-р-р-тем» и через паузу после болельщиков «Дзюба»!

– Ну что, приглашаю? – у кого-то невидимого по спецсвязи спрашивает диктор, имея в виду следующую коронную фразу «На поле приглашаются…».

И вскоре после этого выскакивает из закрытого помещения на стилобат чаши между верхним и нижним ярусами трибун.

Уже отсюда с радиомикрофоном в руках начинает привычную перекличку секторов. При этом полное ощущение, что Анисимов обращается буквально к каждому. Впрочем, он и правда по очереди поворачивается ко всем трибунам, которые «заводит».

– Если нет отдачи, зачем этим заниматься? Да я и сам «завожусь» от этого, – говорит Константин уже по ходу первого тайма. Он по-прежнему стоит на стилобате. И внимательно наблюдает за игрой. Вдруг гол – надо же увидеть, кто забил!

К слову, последний ряд нижнего яруса оказался прямо под нами.

– Люди иногда даже просят волну помочь запустить. Но неудобно как-то, – поясняет диктор.

Самое тяжелое – минуты молчания

Глядя на поле, он рассказывает, что в его работе самое тяжелое. Это минуты молчания.

– Сам всегда очень переживаю. А когда самолет разбился по пути из Египта в Питер, совсем кошмар был, – вспоминает Анисимов. – Вообще в моем деле очень многое от доверия зависит. Я ведь много импровизирую. В прошлое воскресенье вместо «гол-гол-гол» кричал «Дзюба-Дзюба-Дзюба». Когда чувствую, что нужен, гораздо лучше получается. Спасибо Сергею Фурсенко, президенту «Зенита», – позвал работать и на эту арену.

Но вот Полоз открывает счет. Анисимов мгновенно срывается с места, кричит все же «гол-гол-гол» и на всякий случай бежит обратно за стекло, чтобы официально уточнить, кто именно автор мяча.

Затем возвращается, очень переживает за нереализованный Дзюбой пенальти («Эх, Артем, Артем»). А позже отмечает гол Ригони в такой позе, будто забил его сам.

Свой среди своих

В перерыве можно перевести дух, попить чайку. В начале второго тайма мы снова на ногах на стилобате. Смотрим, как «Зенит» атакует ворота, за которыми вираж.

– Мне тоже хочется покричать «оле-оле-оле», попеть. Я ведь, по сути, такой же болельщик, как и все здесь. Только у меня микрофон, – признается Анисимов.

И рассказывает, что в его работе самое приятное. Это реагировать на голы и победы «Зенита».

– По «Петровскому» не скучаете? – спрашиваю, когда на поле не так напряженно.

– Мне новая арена очень нравится. На въезде в город такая грандиозная архитектура. Украшение Петербурга. А народу сколько! Знакомые теперь говорят: им в голову не приходило, что на футболе может быть так круто, – отвечает Константин.

Ближе к концу матча работы у него становится больше. Начинаются замены, надо объявлять из-за столика. Равно как и количество зрителей – 38 196. «Спасибо за поддержку», – звучит как всегда душевно. А вот имя автора гола в ворота «Зенита» – куда равнодушнее.

Раздается финальный свисток. Анисимов приглашает всех на следующий матч – с «Уралом». Мы прощаемся. Но ненадолго. Ведь игра с клубом из Екатеринбурга 2 декабря.

– А все же жаль, что в конце нам забили, – бросает на прощанье диктор арены «Санкт-Петербург».

Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»: «24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».

Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.

Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.

Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»:

«24 ноября матч «Зенит» - «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».

Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.

Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.

Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.

Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.

И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.

Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».

Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».

Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.

И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.

Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне... Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».

За 5 лет дикторства пропустил лишь 2 матча

Это стало ритуалом каждого матча «Зенита» на «Петровском». «Болельщики «Зенита»! Поддержим любимую команду!» - призывает диктор, артист театра «Балтийский дом» Константин АНИСИМОВ. - «Номер 16, Вячеслав...» - «Малафеев!» - ревут секторы. «Номер 10, Андрей...» - «Аршавин!!!» Кажется, так было всегда...

Как вы оказались в дикторской кабине «Петровского»?

Сперва я поработал диктором на стадионе «Коломяги-спорт», где в 2002 году выступал дубль «Зенита», - пригласили мои одноклассники, которые работали в администрации арены. А весной 2003-го мне позвонили из руководства «Зенита»: предложили стать «голосом» стадиона «Петровский». В тот сезон наша команда завоевала серебро. С тех пор я занят и в театре, и на стадионе. И за эти пять лет пропустил лишь два матча - один в 2003-м и другой в 2004-м.

Недавно руководство «Балтийского дома» и футбольного клуба «Зенит» пришли к соглашению относительно вашей занятости: спектакли с матчами разведены по времени. Но прежде они наверняка совпадали по срокам. Как удавалось быть одновременно и на сцене, и на стадионе?

Последние три-четыре сезона руководство клуба и театра договаривались. А раньше приходилось выкручиваться самому. Помню, однажды в день матча «Зенита» я играл Лаэрта в «Гамлете». Спектакль очень длинный, начинался в шесть вечера. К счастью, во втором акте, который шел почти два часа, мой герой не задействован - а «Балтийский дом» находится в пяти минутах езды от «Петровского». Я примчался на стадион, отработал матч и успел вернуться к третьему акту...

Как родилась идея переклички секторов перед игрой? Находка потрясающая...

Придумал я. Не знаю, есть ли что-нибудь подобное на других стадионах в России. Но в Питере идея, которой пошел второй год, прижилась. Я этому рад. А уж когда «Зенит» выигрывает, то испытываю двойное, если не тройное, удовольствие...

В первый же сезон вашего дикторства «Зенит» завоевал серебро. В прошлом чемпионате - золото. Да и большинство домашних матчей- при вашем непосредственном участии - сине-бело-голубые не проигрывают. Вас талисманом команды не считают?

Даже не знаю.

А с кем-нибудь из игроков «Зенита» подружились?

Не настолько, чтобы семьями пойти в кино или в кафе. Но с некоторыми зенитовцами у меня сложились теплые отношения - с Вячеславом Малафеевым, Александром Горшковым, Владиславом Радимовым. Можем поболтать, выпить чашечку кофе. Я в этих ребятах уверен - если мне что-нибудь понадобится, они не подведут.

Можно ли из дикторской кабины предсказать результат матча - по тому, как футболисты выходят на поле?

Только по этому - нет, а по первым 15 минутам - пожалуй. Возможно, это интуиция или свойство актерской профессии - накапливать информацию, которую несут зрительные образы. Мне известны мимика, лица игроков, я могу догадаться, в каком настроении футболисты выходят на поле... Теперь, впрочем, все команды перед игрой «заряжены» оптимистично - и демонстрируют очень добротный футбол. Но я считаю, что в России «Зенит» всех сильнее.

И ваш прогноз...

Если «Зенит» и не удержит чемпионство, то войдет в тройку призеров - наверняка. Не вижу ничего, что могло бы этому помешать. И в Кубке УЕФА, надеюсь, сине-бело-голубые одолеют «Байер» - за счет слаженности командных взаимодействий, которыми команда Дика Адвокаата напоминает мне немецкую футбольную «машину»: футболисты все время в движении, никакой статичности, мяч не задерживается ни у кого. Здорово играют!

Беседовал Борис Оськин

Фото Льва МЕЛЬНИКОВА

Кстати

Отец Константина Анисимова, заслуженный артист России Александр Анисимов, в 1968 году снимался в фильме «Удар! Еще удар!»: играл роль футболиста Карла Ранке из немецкой команды, который корчился на поле, симулируя тяжелую травму, а также «заработал» пенальти и удаление нашего игрока. Всю съемочную группу и, естественно, отца тренировал тогдашний наставник «Зенита» Аркадий Алов. И вот когда Анисимов-старший впервые взял будущего футбольного диктора на стадион, «Зенит» играл с ташкентским «Пахтакором». И проиграл. После матча зенитовцы пригласили артистов в свой автобус - и Константин Анисимов запомнил на всю жизнь, как разъяренные болельщики забрасывали этот автобус чем ни попадя...

Константин Анисимов (Фото: baltic-house.ru)

Бывший диктор петербургского стадиона «Петровский» Константин Анисимов грубо нарушал правила аккредитации на матчах Лиги чемпионов. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на руководителя пресс-службы сине-бело-голубых Дмитрия Циммермана.

По данным СМИ, актер во время матча Лиги чемпионов «Зенит» — «Валенсия» в ноябре прошлого года вопреки правилам провел в зону комментаторских позиций посторонних людей (как уточнил сам Анисимов, своего ребенка и его друга). За это он был отстранен от занимаемой должности.

Сам К.Анисимов сообщал, что его уволили, так как генеральному директору «Зенита» Максиму Митрофанову не понравилось присутствие 10-летнего сына диктора в служебных помещениях стадиона на одном из матчей. «Это было в грубой неадекватной эмоциональной форме мне высказано, даже с элементами какой-то необъяснимой ко мне неприязни. И слова «ты больше тут не работаешь» для меня стали шоком! Самое страшное не то, что со мной так обошлись, а то, что это было в присутствии детей. Если у вас есть ребенок и он видит такое… Хотелось, конечно, дружно расстаться, но больно много грязи на меня вылили», — цитирует диктора «Лента.ру» .

Руководство «Зенита», между тем, уверено в своей правоте. «Заявления Константина Анисимова лишь подчеркивают тот факт, что диктор грубо нарушил правила поведения и аккредитации на матче Лиги Чемпионов. Зона комментаторских позиций, в которую Константин Анисимов провел посторонних людей вопреки всем правилам, — особая зона, поскольку в ней работают представители УЕФА, организаторы трансляции и представители транслирующих компаний. По сути, в том числе и здесь формируется международная картинка матчей. Действия диктора могли создать серьезные неудобства ведущим телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА)», — цитирует ТАСС Д.Циммермана.

«Во время матча Анисимов постоянно покидал свою позицию, поэтому его заявления о том, что его выдернули из комментаторской вызывают недоумение. Действия сотрудников клуба были направлены исключительно на обеспечение работы организаторов трансляции, для которых присутствие посторонних в рабочей зоне создавало серьезные риски. А расторжение договора стало единственным возможным шагом. Голос «Петровского», несомненно, очень значимая фигура, создающая атмосферу на матчах, но подобные проявления звездной болезни со стороны диктора, когда ему кажется, что можно делать все, что заблагорассудится в обход клуба и правил, — недопустимы. ФК «Зенит» сожалеет, что Константин Анисимов пытается подменить понятия и прикрывает детьми собственное непрофессиональное поведение», — подчеркнул руководитель пресс-службы «Зенита».